Копосова-Держановская Екатерина Васильевна

(урожд. Колосова; по первому мужу Звягинцева, по второму Держановская) [6(18). 1.1877, Петербург — 2.9.1959, Москва] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и муз. деятель.

Жена муз. деятеля и критика В. Держановского.

Род. в семье врача-психиатра.

В 1888— 91 обучалась игре на ф-п. в Моск. конс. (кл. С. Ремезова), затем училась в частной женской гимназии, продолжая занятия по музыке у Н. Зверева и Н. Кашкина.

Пению обучалась у В. Зарудной (сначала частным образом, а по окончании гимназии, с 1896 по 1901 — в ее кл. в Моск. конс.). Зимой 1900 совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у Д. Арто. В концертах выступала с 1897. В 1901—02 концертировала в Ельце, Коломне, Славянске, Харькове (здесь пела также в опере) и др. городах.

С осени 1902 выступала в Моск. частной рус. опере (т-р Солодовникова), в сер. сезона перешла в т-р "Эрмитаж" (антр. С. Мамонтова), в 1903—05 пела в Товариществе рус. частной оперы (антр. М. Кожевникова и И. Лапицкого), в 1905—06 солистка Харьков. оперы. Обладала небольшим по силе, но гибким, подвижным голосом нежного тембра и широкого диапазона, чувством стиля и драм. дарованием.

Исп. отличалось безукоризненной вокальной техникой.

Оперный репертуар включал 16 партий: Людмила ("Руслан и Людмила"), Марфа ("Царская невеста"), Волхова, Татьяна, Прилепа, Криза; Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Джильда, Виолетта, Паж Оскар, Маргарита Валуа, Лакме, Микаэла, Кармен, Эльза ("Лоэнгрин"). Партнеры: А. Бедлевич, Л. Клементьев, В. Трубин, Н. Шевелев.

К. была выдающейся камерной певицей.

Принимала участие в симф. концертах РМО (п/у С. Василенко), в 1903—06 выступала в концертах гл. обр. в пользу Моск. организации РСДРП. С 1904 пела в концертах Кружка любителей рус. музыки, где впервые исп. романсы Н. Черепнина "Звезды ясные", "Царскосельское озеро". С 1906 всецело посвятила себя конц. деят-сти. В 1908 вместе с мужем и К. Сараджевым организовала в Москве "Вечера современной музыки", в к-рых впервые в России исп. произв.

К. Дебюсси, М. Равеля, а также Н. Мясковского, И. Стравинского ("Японская лирика"), В. Ребикова (пела под аккомпанемент автора).

Выступала также в концертах "Муз. выставки" (организованные М. Дейшей-Сионицкой), пела с Моск. квартетом им. М. П. Беляева (1909). Камерный репертуар К. включал произв.

М. Глинки, М. Мусоргского, А. Рубинштейна, М. Балакирева, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Э. Грига. (Исп. произв. на яз. оригинала.) Г. Крейн посвятил певице вокализ "О милом" (1911) и романс "Медленно, тягостно в русло забытые" (1908). К.-Д. была дружна с Б. Асафьевым, Н. Мясковским, С. Прокофьевым.

В 1910—16 работала секретарем журнала "Музыка", в 1918—22 — в Наркомпросе РСФСР (секретарь подотдела периодич. изданий МУЗО, секретарь журнала "Научные известия", муз. консультант по детскому чтению.

С 1923 член, в 1927—30 пред, по организации камерных концертов в АСМ. Лит.: Бенефис г-жи Колосовой // Веч. почта. 1905. 21 янв.; нек-рые архив. материалы К.-Д. — в ГЦММК.