Коридзе Филимон Исаевич

(сцен. псевд. Кориджио и Корреджио; наст. отчество Ясеевич) [1829, с. Гамочинебули, близ нынешней ж.-д. станции Саджавахо — 13(26).7.1911. Бахмаро, похоронен в Озургети, ныне г. Махарадзе] — арт. оперы (бас), камерный певец, педагог и композитор.

Первый груз. оперный певец. Род. в семье священника.

Учился в Кутаис. духовном уч-ще, затем в Тифлис. семинарии.

Пению обучался в 1868— 72 в Милане у Ф. Ронкони.

В 1872 дебютировал в партии Дона Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини) в Милан. т-ре "Ла Скала". В 1873—74 солист петерб.

Мариинского т-ра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя" М. Глинки; однако манера исп. певца — представителя итал. вокальной школы не позволила ему создать правдивый образ). В 1874—81 вместе с женой — пианисткой З. Воробец (ученицей А. Рубинштейна) гастролировал в Италии, Франции, Испании, Южн. Америке, где под сцен. псевд. Кориджио выступал в оперных т-рах и концертах.

В 1881—83 пел в Тифлис. опере. Обладал красивым глубоким голосом, легко владел верхним регистром.

Критики отмечали его высокое вокальное и актер. мастерство.

Лучшие партии: Руслан, Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Филипп II, Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"). С 1883 жил в Кутаиси, где занимался записью в близлежащих селах нар. песен и духовных песнопений (был одним из первых собирателей груз. муз. фольклора), устраивал концерты культовых напевов, груз. нар. песен, романсов рус. и за-рубеж. композиторов, в к-рых сам принимал участие, а также гастролировал с концертами в Батуме и Сухуме.

В 1890 после смерти жены переехал в Тифлис. где с 1891 рук. хором певчих.

Вел пед. деят-сть в Тифлис. дворянской гимназии, давал также частные уроки. В последние годы жизни преподавал пение в Озургетском духовном уч-ще. Среди учеников — груз. певица М. Дзнеладзе и хормейстер Д. Лолуа. Автор ф-п. пьес (изд. 1900), романсов "Дни восторгов, дни наслаждений", "Не пой, милый", "Разлука с милой", дуэта "Белоснежная шейка". Соч.: 4 сб-ка церковных песнопений (изд. 1895—1904); Руководство к изучению нот и их знаков (рук., 1895, на груз. яз.); нотный архив. в т. ч. неск. тысяч записей напевов — в Ин-те рукописей АН ГССР. Лит.: Цамцишвили А. Грузины — деятели искусства за рубежом. — Тбилиси, 1962. С. 18—20 (на груз. яз.); Мчедлидзе Д. Три поколения грузинских певцов. — Тбилиси, 1868 (на груз. яз.); Корели М. Воспоминания и письма. — Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); Саруханова И. M. Музыкальная культура западной Грузии второй половины XIX — нач. XX в. (Диссертация, 1975) — в ГБЛ; Горгидзе М. Ф. Грузины в Петербурге.

Страницы летописи культурных связей. — Тбилиси, 1976. С. 243.