Коробейников Трифон

— путешественник по святым местам Востока, ум. после 1594 г. По смерти царевича Иоанна Иоанновича (в марте 1582 г.) царь Иоанн Грозный отправил милостыню об упокоении души почившего в Царьград и на Афонскую гору. Во главе посольства поставлен был купец И. М. Мишенин, с ним ехали Трифон Коробейников и Юрий Грек. Посольство выехало из Москвы в марте и прибыло в Константинополь 20 ноября 1582 года. Здесь оно раздало милостинные деньги патриарху цареградскому Иеремии II и патриарху александрийскому Сильвестру.

Из Цареграда Мишенин отправился на Афон, а Коробейников и грек Юрий в Иерусалим.

По возвращении их в Константинополь все трое посланников покинули столицу Турции 19 ноября 1583 г. и прибыли в Москву 28 февраля 1584 г. еще при жизни Грозного.

Послы, о которых александрийский патриарх Сильвестр отзывался в благодарственном письме к царю, как о людях смиренных, были, по-видимому, награждены по заслугам.

По крайней мере уже в 1588 и 1589 гг. купец Трифон Коробейников является в должности дворцового дьяка. — В 1592 г. у царя Федора Ивановича родилась дочь Феодосия; царь снарядил посольство по монастырям Востока "со многою довольнею милостынею" о здравии новорожденной; на Афонскую гору был послан купец Иван Кошурин, а в Иерусалим дьяк Михаил Огарков с товарищами; в составе этого посольства опять поехал на восток и дьяк Трифон Коробейников.

Посольство выехало из Москвы 19 января 1593 г. с милостыней в 5564 золотых угорских и со множеством пушного товара, — то и другое оно имело раздать в Цареграде, Иерусалиме, в Египте и на Синайской горе. 13-го марта посланцы прибыли в Яссы, 25-го в Сакчи, Пасху (1 апреля) они встретили в Хапсе и вскоре за тем прибыли в Константинополь.

Здесь они раздали по церквам и монастырям 1760 золотых, а равно передали здесь же александрийскому патриарху Мелетию Пигасу милостыню как для него самого, так и в александрийские монастыри и церкви, так что в Египет им ехать не пришлось.

Из Константинополя посланники прибыли в Иерусалим 28 сентября 1593 года. Здесь роздано было 2544 золотых и, кроме того, здесь же передана была милостыня и для синайского архиепископа Лаврентия через посредство синайского архимандрита Мелетия, так что и на Синай Коробейникову ехать не довелось.

После семимесячного пребывания в Иерусалиме посольство в апреле 1594 года отправилось в Антиохию, где передало милостыню патриарху Иоакиму, духовенству и бедным.

Снабженные благодарственной грамотой патриарха, послы отправились обратно домой, раздали милостыню в Литве и "с великою честью" прибыли в Москву.

Трифон Коробейников привез в Москву, вероятно по поручению правительства, модель Гроба Господня; она была помещена в соборе. — Вот и все скудные сведения, какие имеются о Трифоне Коробейникове.

С именем его связано описание его путешествия и святынь Востока.

На пространстве трех столетий Коробейников пользовался широкой известностью, как автор, пока его авторский авторитет не был заподозрен и окончательно подорван в последнее время. Наибольшей известностью пользуется его описание святынь Иерусалима и Синая, 1582 года; оно было в свое время одним из наиболее читаемых произведений и до нашего времени дошло более, нежели в 200 списках XVI — XIX веков. Во введении к этому описанию рассказывается, что в марте 1582 г. милостыня по царевиче послана была с московскими купцами Трифоном Коробейниковым и Юрьем Греком; с ними ездил по своей охоте москвич Федор, крестовый мастер.

Далее во всех лучших списках означен путь посланника только от Цареграда до Иерусалима, и лишь в одной рукописи ХVII в. приведено описание пути от Москвы до Цареграда, которое по всей вероятности принадлежит не Коробейникову, а заимствовано откуда-то извне, тем более, что сам Коробейников в 1593 г. ехал в Константинополь совсем другим путем. Затем, ввиду того что Коробейников в Египте и на Божественной горе не был, описание этих святынь, ему приписанное, в действительности ему не принадлежит.

Что касается до самого описания Иерусалима, то И. Е. Забелин указал, что оно целиком списано с книги паломника В. И. Познякова, 1558 года. Таким образом, от первого путешествия Коробейникова не остается почти ничего, собственно ему принадлежащего.

Зато путешествие его 1593—1594 гг., без сомнения описано им самим, а равномерно описание его пути от Москвы до Цареграда, и отчет о раздаче царской милостыни в Цареграде, Иерусалиме, Антиохии и в Волошской земле — Яссах, рассказ же о Константинополе опять не принадлежит путешественнику.

Описание путешествия Коробейникова издано дважды: "Хождение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока, 1582 года", под редакцией Хр. М. Лопарева, в 27-м выпуске изданий Православного Палестинского Общества, 1889, "Второе хождение Трифона Коробейникова, 1593 г.", издано под редакцией С. О. Долгова, (М. 1887, Чт. Общ. Ист. и Др. 1887, кн. 1); отчет Трифона Коробейникова в розданной царской милостыни, 1593—1594 года напечатан в "Прав. Палест.

Сборнике", вып. XXVII 84—103. Забелин, "Хождение купца Василия Познякова, 1558 г. М. 1884 (Чт. Общ. Ист. и Др. 1884, кн. 1); Хр. М. Лопарев, рецензия на издание г. Долгова "в Журн. Мин. Нар. Пр.", 1887, XI; Д. Ф. Кобеко, рецензия на издание г. Лопарева — в "Зап, Имп. Русск. Археол.

Общ." 1893, VIII, 142—143. Русская летопись по Никонову списку.

СПб. 1791. VII, 25; "Материалы для истории и археологии Москвы", М. 1884, I, 1218, 1221; рук. Имп. Публ. Библ. Г. и, № 644; рук. Московск.

Главе. Арх. Мин. Иностр.

Дел, Греческие дела, VI, 17 л. п. 1, грам. 18 апреля; "Хождение В. Я. Гагары по святым местам Востока", под ред. С. О. Долгова, в "Прав. Палест.

Сборн.", т. XI, вып. 3. Хрис. Лопарев. {Половцов} Коробейников, Трифон — московский купец; позже (с 1588 г.) имя его встречается в списках московских дьяков.

В 1582 г. по повелению Иоанна IV К. отправился на Афон с милостыней об упокоении души убитого отцом царевича Ивана. Он прожил 7 месяцев в Константинополе и вернулся в 1584 г. Вторично К. путешествовал в Константинополь и в Палестину в 1593 г. и привез в Москву модель Гроба Господня.

Из всех паломников пользовалось наиболее громкой известностью так называемое "Хождение" К. Оно распространено в огромном количестве списков (более 200) и много раз было напечатано, особенно в начале этого столетия (более 40 изданий).

Оно так ценилось в старину, что нередко помещалось целиком в хронографы и имело авторитет священной книги. Но это произведение в значительной своей части не принадлежит К. и есть ничто иное, как пересказ записок более раннего паломника, Василия Познякова (1558 г.), как это доказали Забелин ("Чт. Общ. Ист. и Др. Рос." 1884 г., ч. I) и Лопарев ("Правосл.

Палест. Сборник", вып. 27, СПб., 1889г.). Несомненно принадлежит К. "Описание пути от Москвы до Царьграда" (1594 г.) и "Отчет московскому правительству" (1594г.) в розданных деньгах во время второго посольства в Константинополь вместе с дьяком Огарковым, по поручению царя Феодора". В. П. {Брокгауз} Коробейников, Трифон путешественник по святым местам, новгородский купец и дворцовый дьяк, † после 1594. {Венгеров} Коробейников, Трифон новгородской купец, два раза посылался в Палестину с царским жалованьем: 1582 и 1593 г., и описал свои похождения, представив статейный список 2-го путешествия (с послом Огарковым). {Половцов}