Кузнецова-Бенуа Мария Николаевна

(урожд. Кузнецова; по первому мужу Бенуа, по второму — Карепанова, по третьему — Массне) (1880, Одесса — 26.4.1966, Париж) — арт. оперы (лирич. сопрано), камерная певица и балерина.

Дочь художника Н. Кузнецова, племянница И. Мечникова, жена А. Массне (племянника композитора Ж. Массне).

С детских лет росла в атмосфере, близкой к искусству, в доме родителей бывал П. Чайковский.

Пению обучалась в Петербурге сначала у итал. педагога Марти, затем у И. Тартакова.

На оперной сцене дебютировала в 1904 в Петербурге (антр. А. Церетели).

В 1905— 15 и 1916—17 солистка петерб.

Мариинского т-ра (дебютировала в партиях Татьяны и Маргариты — "Фауст"). Гастролировала в Москве (сезон 1906/ 07, Большой т-р; Опера С. Зимина, 1916, 1917), Петрограде (Нар. дом, 1918), Харькове (1910), Париже (т-ры "Гранд-Опера", 1908; "Опера-комик", 1910, 1911; "Лирико", 1919), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1900; "Рус. сезоны" С. Дягилева, 1914), Монте-Карло (1912, 1914, 1924), Ницце (1914), Нью-Йорке (1909, т-р "Манхеттен-опера"), Чикаго (1916, 1917), Италии (1910), Испании и Южн. Америке (1927—33), Японии (1936). В 1917 уехала в Швецию, затем жила в Париже.

В 1919 солистка Стокгольмского и Копенгагенского оперных т-ров, в 1920 пела в Лондон. т-ре "Ковент-Гарден". В 1922 в Париже организовала т-р миниатюр под худож. рук. Л. Бакста; в 1929—33 выступала в составе организованной ею париж. Рус. частной оперы, в составе к-рой гастролировала в Мадриде, Барселоне, Милане, Буэнос-Айресе.

Обладала гибким, ровным, сильным голосом широкого диапазона, актер. дарованием и темпераментом, имела яркую сцен. внешность.

Исп. отличалось выразительностью и тщательностью разработки пластического рисунка.

Стремясь к достижению вокально-сцен. единства образа, готовила партии под рук. драм. режиссеров (в т. ч. А. Петровского), брала уроки танцев у балерины О. Преображенской. 1-я исп. партий: Февронии ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", исп. два раза, после чего отказалась от роли из-за ее несоответствия творческой индивидуальности), Клеопатры ("Клеопатра" Ж. Массне, 1914, Монте-Карло); в Мариинском т-ре — Кризы ("Нерон"), Оксаны ("Черевички"), Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан"); на рус. сцене — Таис ("Таис"), Воглинды ("Золото Рейна"); в Лондоне — Ярославны ("Князь Игорь", 8 июня 1914, т-р "Друри-Лейн", Рус. оперная труппа С. Дягилева, дирижер Л. Штейнберг).

Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Маша ("Дубровский"), Оксана ("Черевички"), Татьяна, Купава, Манон, Таис, Виолетта, Чио-Чио-сан, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Эльза ("Лоэнгрин"). Др. партии: Горислава, Мария ("Мазепа" П. Чайковского);

Эвридика, Кармен, Мими ("Богема"), Гвендолина ("Гвендолина" А. Шабрие, 1911, Париж, т-р "Гранд-Опера"). Партнеры: И. Алчевский, Г. Бакланов, М. Баттистини, М. Каракаш, Л. Липковская, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

Пела п/у Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Э. Купера, А. И. Лабинского, Э. Направника, Л. Штейнберга.

Вела также конц. деят-сть. В 1917—19 гастролировала вместе с Г. Поземковским в Швеции и др. странах.

В камерном репертуаре наибольшей глубиной исп. отличались романсы С. Рахманинова.

Эпизодически участвовала в балетных спектаклях: в Петербурге и Москве, в париж. "Театре на Елисейских полях" (1914, балет "Легенда о Йозефе" Р. Штрауса).

В 1920-х гг. в Париже и Лондоне давала вечера испан. нар. танцев, к-рые проходили с большим успехом.

Оставив сцену, поселилась в Барселоне, где была муз. советником местной оперы. Последние годы жила в Париже.

Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1905; "Бека", 1905; "Пате", 1907), Париже ("Пате", 1916, 1920), Берлине ("Одеон", 1926); нек-рые архив. записи певицы — в ГЦММК. Два портрета певицы худож. Н. Д. Кузнецова — в ЛГТМ. Лит.: П. Кр. М. Н. Кузнецова и Л. Кавальєри. — СПб.: изд. Вальф, 1910; Колосов Н. М. Н. Кузнецова в испанских танцах // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 8; Старк Э. (Зигфрид).

Петербургская опера и ее мастера. 1890— 1910. — Л.; М., 1940. С. 54—60; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 165—166; Днепpов М. Полвека в оперетте. — М., 1961. С. 132—133; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 704; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. (1894—1912). — Л., 1971. С. 92, 93, 118; Коломийцев В. Статьи и письма. — Л., 1971. С. 176, 177, 179; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905—1917. — Л., 1975. С. 182, 306.