Ларош Герман Августович

— известный музыкальный критик, теоретик и композитор; род. в Петербурге в 1845 г. Окончив курс в спб. консерватории, с 1866 до 1870 г. был профессором теории и истории музыки в московской консерватории.

В 1867 г. появилась в "Русском Вестнике" его обширная статья: "Глинка и его значение в музыке", изданная отдельной книгой в Москве в 1868 г. Переехав в 1871 г. в СПб., где он получил место профессора теории, а затем и истории музыки, в спб. консерватории, Л. стал постоянным сотрудником в газете "Голос", помещая в ней музыкальные и литературные фельетоны.

Около 1875 г. Л. оставил спб. консерваторию; позднее опять преподавал в консерваториях спб. и моск. Читал в СПб. с большим успехом публичные лекции по истории музыки; писал в "Музыкальном Листке", "Ежегоднике Имп. театров", "Новостях" и др. Под редакцией Л. издан русский перевод соч. Улыбышева: "Nouvelle biographie de Mozart". Из музыкальных произведений Л. выдаются увертюра к опере "Кармозина" и симфоническое allegro. Оба произведения были исполнены в симфонических собраниях Имп. Р. М. Общ. О значении Л., как критика, см. Музыка русская.

Н. С. {Брокгауз} Ларош, Герман Августович (дополнение к статье) — музыкальный критик; умер в 1904 г. {Брокгауз} Ларош, Герман Августович — музыкальный критик, род. 13 мая 1845 в СПб., ум. 6 октября 1904 в СПб. Сын преподавателя французского языка; общее образование получил дома, музыкальное в СПб. консерватории (класс композиции Зарембы и А. Рубинштейна), где учился 1862—66 вместе с Чайковским, с которым остался близок навсегда.

Первой крупной — и пожалуй наиболее значительной работой Л. была статья "М. И. Глинка и его значение в истории музыки" ("Русский Вестник", 1867, кн. 10; 1868, кн. 1 и 9), написанная в Москве, где Л. 1867—70 преподавал теорию музыки в консерватории.

Определив характерные черты школ немецкой, француз. и итальянской, Л. выясняет в этой статье, что взял Глинка от каждой из них и как сумел все это претворить соответственно духу русской народной музыки и таким образом, явиться Пушкиным в музыке, создателем русской самобытной школы. Статья эта сразу поставила Л. в ряды наиболее выдающихся русских муз. критиков; в ней ярко выказались лучшие характерные стороны дарования Л.: блестящий язык, остроумие, широкое знакомство с литературой, как музыкальной, так и общей, уменье оригинально осветить предмет.

Последующие статьи Л. не лишены тех же достоинств, но не всегда отличаются последовательностью, систематичностью и ясностью основной точки зрения.

Л. настаивал на универсальном музыкально-просветительном значении классиков (главным образом средневековых контрапунктистов, Баха, Моцарта); защищал консерватории, поскольку те положили тот же взгляд в основу системы преподавания, восставал против многих новшеств "новой русской школы" и программной музыки (сторонник Ганслика) и вообще может быть назван представителем консервативного начала в русской музык. критике.

В 1872—79 Л. был профессором консерватории в СПб., куда переселился 1871, затем снова вернулся в Москву, где 1883—86 читал историю музыки в консерватории.

С начала 90-х годов Л. живет в СПб. После "Русского Вестника" Л. писал в "Современной летописи", "Московских Ведомостях" (в годы пребывания в Москве), "Голосе" (фельетоны 1872—79), "Новостях", "России"; кроме того, в "Музык. сезоне", "Музык. листке", "Музык. и Театрал.

Вестнике" (1883), "Музык. Обозрении", "Ежегоднике Имп. Театров", "Мире Искусства". Отдельно изданы: "М. И. Глинка etc." (Москва, 1868); "Музыкально-критические статьи" (СПб., 1894). См. еще статью Л. об Улыбышеве в "Новой биографии Моцарта" Улыбышева (Москва, 1890—91), предисловие Л. к сборнику фельетонов Чайковского (Москва, 1898), брошюру "На память о Чайковском" (Л. и Кашкин, 1894), воспоминания Л. во II и III выпусках "Жизни П. И. Чайковского (1900—1902), а также превосходный перевод книги Ганслика "О музыкально-прекрасном" (с предисловием Л., Москва, 1895). В качестве композитора Л. выступил с увертюрой к опере "Кармозина", симфоническим Allegro и несколькими (6) романсами. (Э.). {Риман}