Лазарь расколоучитель

— один из первых расколоучителей; казнен 1 апреля 1681 г. Был священником в г. Романове на Волге; при патриархе Иосифе принимал участие в исправлении церковных книг, Никоном был устранен от этого дела; тогда он "начал свободным языком проповедовать древлецерковное благочестие и изобличать Никоновы новшества" и был в 1653 г. сослан в Тобольск, одновременно с Аввакумом.

Когда в Москву собрались восточные патриархи для суда над Никоном, из Сибири привезены были и первые расколоучители, чтоб судить и их; незадолго до того Лазарь составил челобитную, которую переслал царю, а царь передал собору.

На соборе, как известно, обе стороны остались при своем, соглашения не последовало;

Аввакум вел себя на соборе крайне резко, Лазарь — более сдержанно;

Аввакум бранил архиереев, Лазарь предлагал, чтобы в доказательство истинности его исповедания его ввергли в огонь, утверждал, что Бог сохранит его невредимым и этим покажет, кто правильно толкует спорные вопросы. 17 июля 1667 г., Аввакум, Лазарь, Феодор и Епифаний были приговорены к ссылке в Пустозерск; троим последним при этом были "урезаны языки". Из Пустозерска сосланные расколоучители вели довольно деятельную пропаганду, рассылая сообща составленные послания в ответ на запросы, с какими к ним письменно многие обращались.

Местные власти преследовали эту переписку и, открывая ее, подвергали заключенных, по словам Лазаря, разным мучениям, морили их голодом и холодом;

Лазарь сообщал и о чудесах, которые над ним совершались — например, о том, будто ему являлся пророк Илья и с него спадали оковы. В посланиях, адресованных царю, в 1668 г. Лазарь по-прежнему настаивал на правоте своего исповедания и утверждал, что если ему дадут "очную ставку с новолюбными книжниками", он обличит их ересь; в послании к патриарху Иоакиму Лазарь просит и утверждает то же. Послания его написаны значительно спокойнее, чем писал Аввакум, и обличают в нем опытного и сведущего начетчика; в общем же Лазарь ближе всех других из первых расколоучителей был к Аввакуму и эту близость сохранил, когда начались несогласия и раздоры между заключенными в Пустозерске.

Упомянутые послания навлекли на них новую беду: в 1670 г., после более резких посланий Аввакума, в Пустозерск прибыл стрелецкий голова Елагин, спросил их, не раскаиваются ли они — и после дерзких ответов Аввакума, он был подвергнут тяжелому заключению, Епифанию и Феодору усекли руку и язык, а Лазарю вторично язык — последнюю беду навлекли на себя расколоучители, распуская вести о чудесном исцелении пострадавших после первого наказания в Москве.

Новое наказание, конечно, не уменьшило рвения мучеников; напротив, тон посланий, которые продолжали распространяться, становится все более и более страстным, усиливаются и нападки на царя. Собственно автором их являлся Аввакум, но Лазарь во всем был с ним согласен и принимал участие в составлении посланий.

В послании к царю Феодору Алексеевичу было сказано о царе Алексее Михайловиче: "в муках он сидит, слышал я от Спаса, то ему за правду". Тогда патриарх Иоаким стал настоятельно требовать казни непреклонных расколоучителей.

Было повелено: "за великие на царский дом хулы сжечь их". Приговор был приведен в исполнение 1 апреля 1681 г. в Пустозерске, в особо сооруженном на площади города срубе. Сочинения Лазаря напечатаны в IV т. "Материалов для истории раскола"; Бороздин, "Протопоп Аввакум"; Юркевич, "Поп Лазарь расколоучитель", "Кишиневские епархиальные ведомости", 1874, № 21. {Половцов} Лазарь, расколоучитель — известный расколоучитель.

Священник г. Романова, Л. занимался в Москве при патриархе Иосифе исправлением церковно-богослужебных книг, а Никоном был устранен от этого дела. Будучи прекрасным начетчиком, Л., по словам Семена Денисова ("Виноград Российский"), "начал свободным языком проповедовать древне-церковное благочестие и изобличать Никонова новшества", за что был сослан в Тобольск.

Оттуда, незадолго до приезда вост. патриархов, его вновь потребовали в Москву.

Около этого времени он составил свою "Челобитную" царю Алексею Михайловичу, переданную в 1666 г. собору, который ее осудил, а Л. предал в 1667 г. анафеме, не согласившись, как он предлагал, ввергнуть его в огонь и признать, если он останется невредим, правоту старых книг. Л. не переставал обличать новшества и после анафемы, почему ему обрезали язык. Затем он был сослан в Пустозерский острог.

Здесь он написал два сочинения: "Щит православия" (1675) и "Духовное дело святейшего патриарха". Ему отсекли язык до самого основания и правую руку. Наконец, Л. был сожжен, вместе с Аввакумом, Федором и Епифанием в 1681 году. Сочинения Л. указывают на сравнительно немалую эрудицию автора и отличаются от сочинений Аввакума и Авраамия большей сдержанностью и терпимостью.

Главная их черта — мистицизм.

Ср. Александр Б., "Описание некот. соч., написанных рус. раскольниками" (1874); M. Юркевич, "Поп Лазарь-расколоучитель" ("Кишинев.

Епарх. Вед." 1874, № 21). {Брокгауз}