Лазарев Николай Артемьевич

[1863—1910] (псевдоним Темный) — один из зачинателей русской пролетарской литературы.

По происхождению крестьянин.

С детских лет был отправлен в Москву для обучения слесарному мастерству.

Большую помощь в самообразовательной работе и в литературном творчестве оказал ему писатель-народник Н. Златовратский.

Не принимая активного участия в революционном движении, Л. тем не менее навлек на себя преследования охранки, ибо, работая в мастерских б. Смоленской железной дороги, он предостерегал товарищей от сношений с агентами Зубатова.

За это он был подвергнут тюремному заключению, а потом сослан в Воронеж, где должен был пробыть около двух лет. Для характеристики Л. необходимо отметить, что он был самоучкой-изобретателем.

О достигнутой им известной степени классовой сознательности свидетельствует его отказ отдать свое изобретение по выделке английских веретен кому бы то ни было из частных лиц и предложение "организовать фабрику на таких началах, чтобы каждый рабочий был равноправным членом предприятия". Рассказы Л. печатались в "Русском богатстве", а потом выходили отдельными дешевыми изданиями.

Его литературное наследство весьма невелико: семь рассказов и один путевой очерк. Основная тема всех его произведений — тяжкая жизнь рабочей массы в эпоху развития в России промышленного капитализма, когда рядовые рабочие, не принадлежащие к авангарду класса и потому еще далекие от понимания путей классовой борьбы, могли выявить только смутное, неоформленное недовольство своим положением.

Потомственный мастеровой Иван Кубасов, эксплуатируемый хозяином мелкой мастерской, надеется на то, что на заводе он будет поставлен в лучшие условия; однако обманутый в своих ожиданиях, Кубасов во всем обвиняет собственников-крестьян, приходящих в город на сезонные работы и своей нетребовательностью снижающих заработную плату ("Наследство"). Девушка-работница подвергается обыску: сторож раздевает ее в присутствии многочисленной толпы рабочих ("Обыск"). Темой другого рассказа Лазарева является сорокалетний юбилей токаря, который начал работать вместе с хозяином, когда тот был владельцем маленькой мастерской.

Теперь он крупный фабрикант, в то время как его помощник остается все в том же положении обездоленного труженика ("Юбилей Блохи"). Вот темы трех наиболее ярких произведений Л. В каждом его рассказе противостоят друг другу два мира: хищные герои наживы и замученные рабочие.

Служилая интеллигенция, иногда вспоминающая, как о грехах молодости, о прежнем своем либеральном отношении к трудящейся массе, солидаризируется с буржуазией ("Сироткин", "Собачья доля"). Ни в одном рассказе Л. нет организованного протеста рабочей массы. В отличие от Шкулева (см.), воспевавшего борьбу за освобождение рабочего класса от капиталистического гнета, Л. изображал преимущественно "рабочих тяжелые муки", но не показал подъема пролетариата.

Завод он изображает исключительно как место каторжного труда рабочих, как чудовище, которое подавляет измученных рабов, но не как силу, объединяющую пролетариев в их борьбе с капиталистами.

Отвращение к нему выражено хотя бы в следующем образе: "На главном корпусе, словно большая дубина с грязным набалдашником, торчала неизменная труба, тонкая и красная". Л. — писатель заметного художественного дарования.

Короленко справедливо говорил об его рассказах, что материала в них хватило бы на большие повести.

Наличие в его рассказах художественной обработки чувствуется в очень метких, запоминающихся деталях из жизни рабочей массы. Иногда Л. поднимался на высоту подлинно художественных обобщений.

Противопоставление в рассказе "Юбилей Блохи" доли рабочего жизни владельца завода, торжественное чествование токаря с лавровыми венками, молебнами, хором певчих — все это прекрасно подчеркивает чудовищность социальных контрастов.

В рассказе "Собачья доля" сопоставление судьбы чиновника, уволенного от должности самодуром-начальником и потом им помилованного, с долей собак, тщетно пытающихся отведать зайцев, убитых охотниками, имеет обобщающе-сатирический смысл. Хотя изображение распыленной рабочей массы и отдельных жертв капиталистического строя заслоняет в творчестве Л. показ роста классового самосознания пролетариата, Л. является все же одним из пионеров пролетарской литературы; лишь с дальнейшим развитием рабочего движения она перешла от одного лишь показа тяжкого положения пролетариев к раскрытию идеологии пролетариата, выковывавшейся в борьбе с эксплуататорами.

Библиография: I. Рассказы (со вступ. ст. И. А. Белоусова), Гиз, М., 1920; Собачья доля, Рассказы, изд. "Кузница", М., 1923, и др. II. Полянский В., Н. Темный, "Творчество", 1921, № l—3 (ст. не подписана);

Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, Иваново-Вознесенск, 1926. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928. В. Бойчевский. {Лит. энц.}