Лебедев Сергей Александрович - Биография

Лебедев Сергей Александрович

(р. 28.06.1940) — спец. в обл. филос. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в Свердловске.

Окончил филос. ф-т МГУ (1967) и там же — асп. (1971). Работал преп. кафедры филос. Моск. физико-техн. ин-та (1967—1969); асс., ст. преп., доц. ф-та МГУ (1971—1992). С 1992 — проф. кафедры филос. и методол. науки естеств. ф-тов МГУ, с 1992 по 1995 — зав. кафедрой социол., экономики и организации науки ЦСГО МГУ. С 1995 — зав. лабораторией организации и управления наукой Ин-та гос. управления и соц. иссл. МГУ. В наст. вр. зав. кафедрой филос. ИППК ф-та дополнительного образования МГУ. Докт. дисс. — "Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания" (1990). Л. — акад. Междунар. академии информатизации.

Работы Л. посвящены четырем разделам филос. науки: методологии науки, филос. проблемам математики, взаимосвязи филос. и науки, социол. науки. В обл. методол. науки на примере индукции показана логика развития этого метода познания от античности до наших дней, влияние когнитивного и соц. контекста эпохи на изменение представлений о сущности и возможностях индуктивного метода, обосновывается необходимость различения в совр. методол. науки двух принципиально разл. видов "индукции": традиц. ее понимания — индукции, (движения мысли от частного к общему) и совр. — индукции (оценка степени частичной выводимости между двумя разл. высказываниями или двумя системами высказываний любой природы).

При этом обосновывается их несводимость друг к другу и одинаковая правомерность использования термина "индукция" в обоих случаях.

В обл. филос. проблем математики на примере эволюции геометрии раскрыты осн. закономерности развития матем. знания, показана взаимосвязь внутр. (собственно матем.) и социокультурных факторов и, в частности, существенное влияние филос. на развитие математики.

В работах Л. иссл. общий механизм и формы взаимосвязи филос. и частно-науч. знания.

В качестве внутр. связующего звена филос. и науки выступает такое диалектич., "кентавро-вое" по своей природе, когнитивное образование, как "филос. основания науки" и "филос. проблемы науки", составляющие спец. предмет иссл. такой обл. знания, как "философия науки". В 90-х гг. иссл. Л. посвящены в основном проблемам социол. науки: роли консенсуса в науч. познании, анализу состояния росс. науки в ходе проводимых в России соц.-экон. реформ, изучению потенциала росс. науки и определению возможностей эффективного участия росс. ученых в междунар. науч. сотрудничестве.

Л. — ответственный ред. и автор предисловия электронного изд. уч. пос. "Социология науки. Хрестоматия". Соч.: О природе научного познания // Философия и наука. [В соавт.]. М., 1973; Основные философские проблемы современного естествознания. [В соавт.]. М., 1975; Индукция как метод научного познания.

М., 1980; Возможности и границы интерналистского и экстерналистского объяснения развития научного знания // В.МГУ. Сер."Философия". 1992. № 3; Механизм и форма взаимосвязи философского и конкретно-научного знания // В. МГУ. Сер."Философия". 1992. № 3; Кризис российской науки и пути выхода из него. [В соавт.] // Социс. 1996. № 3; Потенциал научного сотрудничества. [В соавт.] // Системные исследования.

Методологические проблемы. 1997; Российская наука и государство накануне XXI века: новый альянс // Роль государства в формировании современного общества.

М., 1998; Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления. [В соавт.]. М., 2000; Основы интеллектуальной собственности — в вузы. [В соавт.] // Высшее образование в России. 2000. № 6; Управление научной действительностью (социально-психологические аспекты. [В соавт.] // Там же. 2001. № 1.