Легашов Антон Михайлович - Биография

Легашов Антон Михайлович

— художник, из пензенских мещан, ученик Варника.

В детстве пристрастился сначала к музыке, потом к столярному ремеслу.

Добравшись до Петербурга, он начал посещать Академию Художеств в качестве постороннего ученика и оказал большие успехи в портретной живописи.

В 1824 г. он получил 1-ую и 2-ую серебряные медали за рисунки.

Комитет Академии полагал произвести его в звание художника 14-го класса за исполненные им работы, но государь собственноручно написал такую резолюцию на записке управляющего Комитетом: "Я работу видел и нахожу, что рано давать чин; предоставить через год представить вновь работу и если усовершенствуется, то тогда можно будет дать чин". После этого Легашов продолжал заниматься художеством и в сентябре 1829 г. представил через президента на Высочайшее усмотрение написанный им портрет генерал-майора Хатова, но и на этот раз его работа не была признана удовлетворительной, и ему было объявлено, что "Его Величество, будучи недоволен рисунком его портрета, а особливо изображением рук, не соизволил на производство Легашова в чин 14 класса, — притом заметил, что столь несовершенной работы не следовало бы и представлять". Однако в конце 1829 г. Легашов получил чин и отправился в Китай при миссии.

Здесь он быстро получил известность среди китайцев, которые, отбросив свои вековые заблуждения и предрассудки, толпами стекались в русское подворье, требуя портретов.

Из отчета, присланного Легашовым в 1839 году, видно, что им в Пекине было исполнено 26 больших исторических и духовных картин и 24 портрета с важных китайских сановников.

Кроме того, для русского подворья и храма при нем им были написаны: "Образ Спасителя", "Св. Дева", "Успение Богородицы", "Св. царица Елена", "Архистратиги Михаил и Гавриил", "Иисус Христос в Гефсиманском саду" и многие другие.

Вернувшись из Пекина в 1841 г., Легашов просил Академию дозволить ему изготовить китайские краски и назначить его преподавателем; но в этом ему было отказано: Академия нашла, что европейские краски лучше китайских, а познания Легашова не так велики, чтобы определить его наставником Академии.

Легашов гравировал крепкой водкой, почти в одних контурах, китайские типы и сцены. Скончался он 1865 г. А. Н. Андреев, "Живопись и живописцы главнейших русских школ", стр. 560. — П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Имп. СПб. Академии художеств", ч. II, стр. 199, 240, 241, 429. — Д. А. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов ХVI—XIX вв.", стр. 403. — "Иллюстрированная Газета", 1865 г., № 36. {Половцов}