Лейвик Г.

[1888—] (псевдоним Лейвика Гальперна) — видный представитель современной мелкобуржуазной еврейско-американской литературы.

Род. в Игумени (бывш. Минской губ.) в семье учителя.

Учился в ешиботе в Минске, откуда был исключен за вольнодумство.

Участвовал в рабочих кружках; за принадлежность к "Бунду" осужден в 1906 на 4 года каторги.

Отбыл ее в московских Бутырках.

Печатал свои первые стихотворения (написанные в тюрьме и посланные оттуда за границу) в нью-йоркском органе "Zajt Gajst" (Дух времени) в 1907. По отбытии тюремного заключения был сослан в Сибирь.

В конце 1913 бежал из Сибири в Америку и поселился в Нью-Йорке. После Октябрьской революции сотрудничал несколько лет в нью-иоркской коммунистич. еврейской газете "Frajhajt" (Свобода).

В 1925 посетил СССР. В 1930 во время революц. восстания арабов в Палестине выступил против "Frajhajt" с декларацией, в которой оклеветал арабское восстание, пытаясь изобразить его как еврейский погром, и создал в Нью Йорке вместе с остальной группой ушедших из "Frajhajt" журн. "Di Woch" (Неделя), просуществовавший несколько месяцев.

Этот орган, объединивший еврейских мелкобуржуазных Националистических писателей, был по существу трибуной для контрреволюционной травли компартии и клеветы на СССР. В дальнейшем Лейвик не создал ни одного крупного произведения и неуклонно деградировал как поэт. В 1916 Л. напечатал цикл стихотворений "Af Wegn Sibirer" (По сибирским дорогам).

В этих стихах, как и в цикле "Untern Sloss" (Под замком), Лейвик изображает каторгу и ссылку в символической форме, используя мотивы народных песен; в них Л. передает отчаяние и безнадежное настроение мелкобуржуазного интеллигента, "пострадавшего за революцию". Все дальнейшее творчество поэта проникнуто тем же отчаянием, вызванным проигранной революцией, и одновременно самолюбованием мелкобуржуазного интеллигента, мнящего себя непонятым.

Ярче всего это выражено в его драматической поэме "Der Gojlern" ("Голем" — см.). Особое значение для понимания социальной природы Л. имеет его драма "Банкрот": бывший революционер бежал из Сибири и прибыл в Америку. "Революционность" свою он растратил на родине, а приспособиться к американскому "бизнесс"-миру он тоже не в силах. Начинается самосозерцание и самокопание, характеризующие трагедию поэта и той группы мелкобуржуазной интеллигенции, которая изменила революции, но которой еще трудно полностью приспособиться к империалистической Америке.

Мелкобуржуазно-индивидуалистический характер идеологии поэта резко выступает в драмах с рабочей тематикой.

В драме "Sap" (Фабрика) снова появляется "раздвоенный лик" — фабрикант Вульф; в прошлом бундовец, он переживает внутреннюю драму бывшего революционера в прошлом и фабриканта в настоящем.

Эта драма фабриканта из бундовцев заслоняет перед Л. проблему классовой борьбы.

В последней драме "Гирш Леккерт" Лейвик пытается изобразить рабочее движение накануне 1905 (покушение рабочего Леккерта на губернатора фон Валя и казнь Леккерта).

И тут вместо преданных борцов за дело рабочего класса выступают раздвоенные, мечущиеся из одной крайности в другую интеллигенты.

При этом Лейвик наделяет национализмом "Бунда" рабочие массы: "И мы горды, что еврейские рабочие — передовые.

Пусть палач знает, что только еврейские рабочие пришли первыми". Все острые, классовые столкновения Л. притупляет, и они преломляются у него в виде душевных конфликтов отдельной личности, оторванной от коллектива.

Библиография: I. Lider, ?. ?., 1919; Der Gojlem, N. Y., 1921; Smates, drame, N. Y., 1922; In Kejnems Land, N.Y., 1923; Bankrot, N. Y., 1923; Die oreme meluche, N. Y., 1923; Anders, N. Y., 1923. Кроме того стихи, драмы и статьи в разных еврейско-американских газетах и журналах, В СССР переизданы сборн. стихов: Durch sibn Tojtn, Киев, 1926; Aropgefalener Snej, M., 1925. II. Wiener M., "Di rojte Welt", 1927, 5; Оjslender, "Di rojte Welt", 1927, 6—7; Zart. "Der Stern", 1931, 3; Bronstein Jakov, "Der Stern", 1929. III. Rejzen, Lexikon fun der jid. Literatur, B. II, 1929. A. Вортман и Ш. Клитеник. {Лит. энц.}