Лишин Григорий Андреевич

— композитор и поэт; сын генерал-майора, родился в Петербурге 23 апреля 1854 г., ум. там же 15 июня 1888 г. Первоначальное образование получил дома, а музыкальное под руководством матери, ученицы Шопена.

На 13 году он поступил в училище Правоведения, которое окончил в 1875 г. одним из лучших учеников, но этой специальностью он не воспользовался, как и не помышлял о служебной карьере, хотя два года служил в иностранной цензуре (1878—1879 гг.). Тяготение он имел к музыке, которая была ему родственна и которой он всецело отдался, обогатив ее многими произведениями.

После матери учителями музыки его были Гарднер, Нагель, Гензельт и Н. Ф. Соловьев.

Лишин обладал широкою талантливостью и живым, нетерпеливым характером.

Если что мешало развитию его талантливости, то именно живость его характера, его темперамент и отчасти некоторые условия воспитания.

Ему все легко давалось, и это заставляло его относиться нередко небрежно к подготовительным работам, составляющим необходимый фундамент для всяких прочных шагов вперед.

Тем не менее он достиг того, что игра его, не будучи виртуозною в действительном смысле слова, отличалась большою законченностью техники.

Уменье владеть фортепьяно дало, без сомнения, первый толчок дремавшим композиторским способностям Лишина и вместе с тем помогло его быстрым салонным успехам.

Уже 9-ти лет он играл в концерте, а 13-ти лет выступил публично как пианист, как солист на корнете и как аккомпаниатор таких светил вокального мира того времени, как Тамберлик и Нантье-Дидье. Лишину принадлежит честь введения в России мелодекламации, т. е. декламирования поэтических произведений под аккомпанемент рояля. Было признано, что своей декламацией Лишин "внес определенность и тождество поэтических и музыкальных идей" и "что музыкальное сопровождение при его декламации близко иллюстрировало текст". Особенно удачно им декламировались стихотворения Лермонтова "Спор" и гр. Толстого "Колодники". По окончании училища Правоведения Лишин поступил вторым капельмейстером в Харьковскую оперу. Здесь он дирижировал (в 1875 и 1876 гг.) операми "Жизнь за царя", "Русалка", "Волшебный стрелок", "Фауст" и "Гугенота". После сезона он не вернулся в Петербург, как рассчитывал, а поддавшись живости своего характера, составил небольшую труппу, названную им "летучей", и объехал с нею юг и восток России, знакомя с русскою оперною музыкою те глухие уголки провинции, которые до этой попытки не имели никакого понятия об опере вообще.

Эта попытка Лишина имела несомненно свою цену и принесла долю пользы обществу в деле его музыкального образования.

Лишин к дирижированию имел особенную склонность и любил выступать во главе оркестра всегда, когда только ему представлялся случай.

Так, в 1878 г. дирекция Московского театра заказала ему аранжировку Оберновской оперы "La part du diable" для московского Малого театра, и он сам дирижировал при ее постановке.

В том же году, и опять в Москве, была им поставлена оперетта "Под ясным небом Испании", которая выдержала 14 представлений сряду; музыка ее послужила для некоторых сцен оперы, написанной им уже впоследствии под названием "Испанский дворянин" (Дон Сезар де Безан), шедшей с полным успехом в Киеве (1888 г.). Эту оперу в переводе на итальянский язык предполагали поставить в Одессе вместе с другой его оперой, не вполне обработанной, на сюжет "Цыган" Пушкина.

Кроме двух названных опер, Лишину принадлежит еще третья — "Граф Нулин", написанная, как и большинство его произведений, в мелодичном стиле, и неоконченная опера "Бахчисарайский фонтан". В жанре комической оперы Лишин обнаружил большой талант, и если бы не преждевременная смерть, ему, быть может, суждено было бы положить у нас прочную основу этому роду музыкальных произведений.

Кроме опер, Лишин составил симфоническую поэму для оркестра "Салимская гетера", написанную на текст В. Крестовского; отрывки "Реквиема", кантату "Вещий Олег", "Торжественный марш", две сюиты для оркестра а capella, — большое количество романсов и несколько фортепьянных пьес. Все они отличаются мелодичностью и несомненною грациею, а также уменьем дать достаточно яркие музыкальные образы.

В этом роде особенно выдаются его баллады "Она хохотала" и "Колодник". Из романсов особенно популярны: "Первая любовь", "Дождя отшумевшего капли" и "Нельзя поверить". Последним напечатанным из его произведений был романс "Слеза дрожит". Позднейшею его крупною вещью была музыка к прологу и живым картинам, написанная для открытия Одесского театра.

Немаловажной заслугой Лишина являются переводы оперных либретто.

Их он перевел до 40 (Африканку, Джиоконду, Кармен, Мефистофеля и др.). Известно, что переводы либретто были у нас в большом пренебрежении и поручались первому встречному, даже и безграмотному.

Лишин показал, что и переводам оперных либретто можно дать смысл, а подчас и поэзию.

К своим операм он писал всегда сам тексты, и они отличаются литературными достоинствами.

Лишин занимался и поэзией.

Им написано немало стихотворений, напечатанных в разных ежедневных газетах и музыкальных органах ("Полярной Звезде", "Звезде", "Гражданине" и др.). Писал он под псевдонимом "Нивлянского", заимствованном от села Нивного, Черниговской губ., где находилось их родовое имение.

Из его стихотворений особенно выдаются "Королевская месть" и "Памятнику Глинке", читанное им с большим успехом в Смоленске на торжестве открытия памятника.

Наконец, Лишин занимался и музыкальной критикой, но в этой области он ничем не выдавался, тем более, что его постоянные поездки в разные концы России мешали его журнальной деятельности. "Памяти Григ. Андр. Лишина" (Биограф. очерк), Самара, 1893 г. (здесь полный перечень всех его музыкальных и поэтических произведений). — "Памяти Григ. Андр. Лишина.

Материал для его биографии.

Изд. А. В. Мазаракия.

Одесса, 1888 г. — Чешихин, "История русской оперы", стр. 358—360, 394, 395, 500, 519. — Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей и писательниц", вып. VIII, стр. 64—65. — Некрологи в периодических изданиях за 1888 год: "Исторический Вестник", кн. 8, стр. 422—424; "Московские Ведомости", № 169; "Нива", № 28; "Новое Время" №№ 4417—4419, 4421; "Новь", кн. 17, отд. II, стр. 129; "Нувеллист", № 9. М. Попов. {Половцов} Лишин, Григорий Андреевич — русский композитор и поэт (1854—1888). Окончил курс в училище правоведения, но посвятил себя музыке.

Первою руководительницею Л. в игре на фортепиано была его мать, ученица Шопена; позднее он учился у Нагеля и Гензельта.

Он писал много и поспешно, но мало обрабатывал свои сочинения.

Превосходный аккомпаниатор, искусно сопровождавший чтение стихов импровизацией на фортепиано (мелодекламация), Л. пользовался большим успехом в концертах и артистических путешествиях.

Написал немало стихотворений, особенно эпиграмм.

Между вокальными сочинениями его выдаются баллада "Она хохотала", "Колодники", оперы: "Испанский дворянин" (с успехом представлена в Киеве в 1888 г.), "Граф Нулин", "Цыгане", "Бахчисарайский фонтан" (не окончена), пролог к открытию одесского театра, кантата "Вещий Олег", симфоническая поэма "Солимская гетера", отрывки из реквиема, музыка музыкально-драматической мозаики "Ромео Пензенского уезда" (М. 1879). В последние годы жизни Л. был музыкальным критиком "Гражданина". См. "Памяти Р. А. Л." (1893). {Брокгауз} Лишин, Григорий Андреевич — композитор-дилетант; род. 23 апреля 1854 в СПб., ум. 15 июня 1888 там же. Сын генерал-лейтенанта; окончив училище правоведения в 1875, 2 года служил по иностранной цензуре, но затем отдался музыке и литературе.

И в той, и в другой области Л. обладал несомненным дарованием; к сожалению в нем не было усидчивости, знаний и серьезных художественных стремлений.

Игру на фп. Л. изучал у матери и Гензельта; теорию музыки (довольно поверхностно) у Галлера и Соловьева.

Свою музык. карьеру Л. начал 1877 в качестве второго дирижера харьковской оперы, затем антрепренера маленькой оперной труппы; потерпев неудачу, стал выступать главным образом в качестве аккомпаниатора и превосходного мелодекламатора (сам себе аккомпанировал).

Его музыкальные рецензии ("Петербургская газета", "Свет", "Гражданин", "Звезда") не лишены были остроумия, но отличались такой же поверхностностью, как и композиции.

Л. написал три оперы: "Дон Сезар де Базан" (Киев, 1888), "Граф Нулин" и "Цыгане" (неоконч.); несколько симфонических пьес (лучшая из них "Салимская гетера", неоднократно исп.), пролог на открытие Одесского городского театра (1887); романсы, из коих некоторые были очень популярны ("Нельзя поверить", "Она хохотала" и др.); мелодекламации и пьесы для фп. Кроме того, Л. перевел на рус. язык около 12 оперных либретто, массу романсов и др. Напечатаны только романсы, фп. пьесы и 2 оперы Л. ("Дон Сезар" и "Нулин"), остальные композиции сохранились лишь в рукописях. (В.). {Риман}