Лодий Петр Дмитриевич

— д. с. с., ординарный профессор; род. 4 мая 1764 г. близ города Мункача, в Венгрии.

Первоначальное образование получил в Гросвардийской гимназии, а окончательное в Унгварском лицее. В 1787 г. он был по конкурсу определен профессором логики, метафизики и нравственной философии в Львовском университете, где оставался до 1801 г. Получив степень доктора изящных искусств, прав и теологии, он был переведен в Краковский университет, в котором, кроме кафедры философии, занимал также кафедру чистой и прикладной математики, до 1803 г. При открытии в Петербурге педагогического института Лодий был приглашен в числе других наставников из-за границы читать в нем теоретическую и практическую философию; эту кафедру он занимал до преобразования института в университет, где впоследствии, как известно, читал теорию общих прав. Кроме профессорских обязанностей, Лодий имел и другие: он около 8-ми лет состоял инспектором над классами общества благородных девиц и училища ордена св. Екатерины, а с 1820—1827 гг. — директором коммерческого училища.

Умер Лодий 10 июня 1829 г. Он оставил в литературе переводы: "Частное естественное право" Цейлера (СПб., 1809), "Уголовное право" Фейербаха, первая часть (СПб., 1810) и "Нравственная философия" Баумейстера (Львов, 1796). Кроме того, Лодий написал: "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" (СПб., 1815) и "Теория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве" (СПб., 1828). Наконец после него остались в рукописи: "Естественное право народов" и "Полный курс философии", обработанный большею частью по началам Вольфа. "Северная Пчела" 1829 г., № 86. — В. Григорьев, "Имп. С.-Петербургский университет в течение первых 50 лет", стр. 10, 11. — Геннади, "Справочный словарь о покойных русских писателях", т. II, стр. 246, 247. М. Попов. {Половцов} Лодий, Петр Дмитриевич (1764—1829) — известный юрист, родом славянин из Мункача (в Венгрии).

С 1787 г. был профессором логики, метафизики и нравственной философии в Львове; с 1801 г. — профессор философии, чистой и прикладной математики в Кракове.

В 1803 г. вызван в СПб., где читал в педагогическом институте теоретическую и практическую философию, а по преобразовании его в 1819 г. в университет — теорию общих прав, руководясь и тогда уже отживавшими воззрениями последователей Вольфовой школы, особенно Цейлера и Мартини.

Был также инспектором над классами общества благородных девиц и инспектором коммерческого училища.

Написал "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" (СПб., 1815) и "Феория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве" (СПб., 1828). {Брокгауз} Лодий, Петр Дмитриевич д. ст. сов., профессор прав в Педагогич. институте, писат.; р. 1764 г., † 10 июня 1829 г. {Половцов} Лодий, Петр Дмитриевич (04.05.1764—10.06.1829) — философ, логик; д-р филос. и словесных искусств, проф. С.-Петерб. ун-та. Род. в Австро-Венгрии.

Окончил Унгварский лицей (1787). С 1787 — проф. логики, метафизики и нравств. филос. Львовского ун-та, затем декан филос. ф-та. С 1801 занимал кафедру филос. и кафедру чистой и прикладной математики в Краковском ун-те, где читал филос., а также курсы теор. и ес-теств. истории.

С 1803 — зав. каф. теор. и практич. филос. в С.-Петерб. пед. ин-те, а в 1819—1820 — декан филос.-юрид. ф-та и зав. каф. логики метафизики С.-Петерб. ун-та. Л. активно выступал за развитие науки и просвещения в России, против запрета преподавания филос. в учебных заведениях, заявляя, что это противоречило бы "здравому рассудку и правилам логики". Все это было расценено как посягательство на основы гос-ва и послужило основанием для гонения на Л., развернутого его начальством уже в 1820. В 1821 его перевели на заведование кафедрой теории общих прав, не допускали к преподаванию филос. и логики, на него писали доносы.

Его труды не переиздавались.

Его кн. "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" была названа "исполненной опасности по нечестии и разрушительных начал" и изъята из учебного процесса.

Скончался Л. в Петербурге.

Даже после смерти его имя упоминается в официальных бумагах, адресованных Николаю I, в связи с "философской историей мятежа" 14 декабря 1825. В филос. Л. занимал деистическую позицию, сводя к минимуму роль Бога в мироздании.

Он выступал против низведения филос. до роли "служанки богословия", защищая автономность филос. как особой сферы знания.

Отрицал божественный характер души и идеалистические представления о ее бессмертии.

Развивая сенсуалистические взгляды на проблему познания, Л. одним из первых подверг критике априоризм и агностицизм И.Канта, прежде всего за отрыв чувственного от рационального, логич. от эмпирич.

Л. считал, что мир существует сам по себе, "вне нашего ума", а знание возникает вследствие воздействия внешн. мира на органы чувств.

На это знание опирается разум, и при помощи мышления человек глубже отображает мир, открывает его законы, проникает в "натуральные" законы и объективные законы об-ва. Он выступал против чисто формального "разумения", против отрыва резкого "разумения" от чувственности.

Он писал: "Мысли без содержания (без предметов) пусты, и воззрения без понятий слепы. Ежели разумение есть способность мыслить о предметах чувственного воззрения, то о чем будет разумение мыслить, когда его совсем отделить от чувственности и прочих способностей? Ежели мысли без содержания пусты, то какова должна быть чистая логика, которая, отвлеченно от содержания мыслей, занимается одною только формою оных" ("Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного". СПб., 1815. С. 76). Л. считал логику филос. наукой, тесно связанной с теорией познания и с теориями частных, в том числе обществ. наук. Логикой же Л. называл совокупность правил, по к-рым "должно употреблять разумение в размышлении и различении истинного от ложного". Спец. по истории логики признают, что Л. первым в России сформулировал закон обратного отношения объема и содержания понятия, впервые дал краткую историю логики.

Л. разработал соц.-полит. учение о естеств. всеобщем гос. праве, философски осмыслив общие понятия права. Однако его работа "Естественное право народов" осталась в рукописи, как и "Полный курс философии", и, вероятно, эти работы погибли.

Следует отметить также большую переводческую деятельность Л. Он перевел с латыни "Нравственную философию" Баумейстера (Львов, 1796), с нем. — "Частное естественное право" Цейлера (СПб., 1809), "Уголовное право" Фейербаха.

Ч.1 (СПб., 1810). Все это имело большое значение для разработки общих проблем филос. и филос. права в России.

Соч.: Ономастикой.

Львов, 1791; Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного.

СПб., 1815; Теория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве. СПб., 1828. А.В.Пролубников