Лодыженский Митрофан Васильевич

(1862—1917) — религ. философ, писатель, мистик.

Л. развивал идеи эзотерической филос. в их применении к христианству.

Концепция Л. отвечает духу мировой традиции "рационального мистицизма", обосновывающего онтол. смысл и гносеол. параметры анализа сферы мистического.

Л. разрабатывает, по существу, как и Е.П.Блаватская, В.Шмаков, Л.А.Тихомиров и др., пути синтеза филос., религии и мистики, а на индивидуальном уровне — синтеза знания и откровения.

Л. знал инд. йогическую традицию мысли, проводил аналогии между православной и инд. мысли. Для Л. осн. категория филос. и религии — "мистика". Методол. основой понимания мистики является идея непрерывного взаимодействия мира феноменального (физ.) и мира ноуменального (Свет Незримый).

Закон каузальности трансформирует временные феномены в соответствии с их вечными незримыми аналогами.

Задача истинного знания — регистрировать присутствие Незримого мира в экзистенции феноменов.

Пути постижения тайны, по Л., требуют особых условий и внутр. настройки собственного духа, что нагляднее всего просматривается в образе жизни инд. йогов и православных святых.

Типичный для них отшельнический образ жизни развивает в человеке сверхспособность — "сверхсознание", к-рое способно к прямому восприятию тайны бытия. Принципиальными для мистической филос. Л. являются моменты, во-первых, существования особого носителя восприятия внечувствен-ной реальности — сверхличного "Я" (сверхсознание), и, во-вторых, "разносущности" мистического (дифференциация незримого по Иерархии от нерукотворного непреходящего Света до темных сил). Нравств. идеи Л. получают онтол. обоснование в существовании сил Света и Тьмы, божественного и сатанинского начал. Их неуравновешенность отражается на человеке, делая его "рассыпающимся", и только откровение высшего бытия может вернуть ему устойчивость.

Откровение — самая большая тайна тайн; оно придает смысл человеч. феноменальному бытию, и в то же время является единственным ключом к "Незримому Свету", доступному внутр. миру человека.

Соч.: Сверхсознание и пути к его достижению.

Индусская Раджа-Йога и христианское подвижничество.

СПб., 1911; Свет Незримый.

Из области высшей мистики.

СПб., 1912; Темная сила. Пг., 1914; Мистическая трилогия.

Т.1. Сверхсознание.

Петроград, 1915; Враги Христианства.

Петроград, 1916.