Лубкин Александр Степанович

— профессор философии Казанского университета; род. в 1770 или 1771 г. в семье духовного звания; среднее образование получил в Костромской духовной семинарии, а высшее в С.-Петербургской духовной академии.

По окончании в 1792 г. академического курса Лубкин был определен в Костромскую семинарию учителем сначала немецкого языка и математики, а затем (с 1797 г.) философии; в 1801 г. он был переведен на службу в армейскую семинарию, где занял должность ректора и преподавателя философии.

Уволившись в 1806 г. из духовного ведомства, Лубкин определился в С.-Петербургский педагогический институт на должность "смотрителя за поведением", но, прослужив здесь менее 4-х лет, назначен был (1810 г.) директором училищ Оренбургской губ. В следующем 1811 г. попечитель Румовский предложил Лубкину занять освободившуюся, за смертью профессора Фойгта, кафедру по умозрительной и практической философии со званием адъюнкта, и Лубкин был утвержден в этом звании в 1812 г. Возведенный при полном открытии университета (1814 г.) в звание экстраординарного профессора, Лубкин в то же время нес обязанности и инспектора Казанской гимназии до 1815 г., когда был избран ординарным профессором.

Скончался Лубкин 30 августа того же года. Ему принадлежат следующие труды: "Письмо о философии Канта" ("Вестник Европы", 1805 г.); "Начертание логики, сочиненное и преподанное в армейской семинарии" (СПб., 1807 г.); Перевод, совместно с П. С. Кондыревым, с нем. яз. сочинения Снелля: "Начальный курс философии" (Каз., 1813—1814 г., в 5-ти частях); "Рассуждение о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание, независимо от религии" (Актовая речь, Каз., 1815 г.); "Опыт разбора российских сословов" ("Труды Казанского общества любителей отечественной словесности", 1815 г.) и "Начертание метафизики", ч. 1—3 (Каз., 1818—1819 гг.). "Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета", ч. І, стр. 122—123. — Филарет, "Обзор русской духовной литературы", кн. І, стр. 426. — Евгений, "Словарь русских светских писателей", т. II, стр. 36. — Геннади, "Справочный словарь о русских писателях и ученых", т. II, стр. 260. М. Попов. {Половцов} Лубкин, Александр Степанович — профессор философии (с 1815 г.) в Казанском университете.

Написал: "Письмо о философии Канта" ("Вестн. Европы", 1805), "Начертание логики" (СПб., 1807), "Рассуждение о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии" (Казань, 1815). Умер в 1829 г. {Брокгауз} Лубкин, Александр Степанович проф. философии в Казанском университете, писатель (1815 г.). {Половцов} Лубкин, Александр Степанович [1770 или 1771 — 30.08(11.09).1815] — философ, иссл. проблемы гносеол., логики и этики. Преподавал филос. в Костромской (с 1797) и в Петерб. армейской (1801—1806) семинариях.

В 1812—1815— проф. кафедры умозрительной и практич. филос. Казанского ун-та. Л., отмечал А.И.Введенский, "едва ли не больше всех привлек внимание русских к Канту... он первый у нас изложил главные основания философии Канта...". Филос. взгляды Л. представляют собой освоение западноевроп. идей (рационализма, сенсуализма, эмпиризма, филос. "здравого смысла"), осуществляемое с характерным для Рус. Просвещения онтологизмом и углубленным интересом к нравств.-религ. вопросам.

Исследуя филос. Канта, критиковал его за субъективизм и априоризм, находя, в частности, что учение нем. философа о пространстве и времени противоречит здравому смыслу, опыту и логике.

Л. считал пространство и время "необходимыми принадлежностями бытия вещей"; бытие, в т.ч. и наше собственное, "без времени и пространства ничего бы не значило и не могло бы отличиться от ничтожества" (Письма о критической философии).

Взаимосвязь противоположных понятий, напр., конечного и бесконечного, коренится, по Л., в многоразличии и противоположности свойств самих предметов.

Хотя к понятию бесконечности мы приходим через умозаключение, рассуждал Л., основания к нему дает опыт, следовательно такое понятие не априорно.

В кантов-ских антиномиях чистого разума Л. не усматривал "почти никакого смысла", считал их некорректно поставленными (там же). Л. категорически возражал против намерения Канта с помощью антиномий показать непознаваемость Бога и души, поскольку Л. был убежден в необходимости и возможности их рационального постижения.

Познание, утверждал он, начинается с его чувственной ступени.

В споре со скептиками Л. отстаивал идею о том, что чувства представляют внешн. природу вещей в принципе адекватно, иначе люди не могли бы употреблять предметы с пользой (Начертание геометрии).

На базе чувственных данных рационально познается внутр. природа вещей, умопос-тижимы также сверхчувственные "вещи или существа" (Бог, душа и проч.) и нравств. нормы. По Л., логика — часть филос., научающая изысканию и иссл. истины, а истина — сходство мысли с предметом мысли (Там же). Вопросы логики Л. трактовал весьма самостоятельно, предлагая, напр., вместо "различения силлогизмов по внешн. их виду" вводить др., "основывающееся на их намерении и употреблении". Л. рассматривал "себялюбие" как одно из сущностных свойств человека.

Любовь к себе побуждает людей к познанию вещей; она же определяет нравственные устремления личности.

С этих позиций Л. отвергал этику долга Канта. Основой морали Л. считал религию.

Соч.: Письма о критической философии // Северный В. 1805. № 8, 9; Начертание логики.

СПб., 1807; Рассуждение о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии... Казань, 1815. Н.Ф.Рахманкулова