Лукасинский Валериан

— польский офицер и патриот, пострадавший за агитацию пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости.

Единственное напечатанное публицистическое сочинение Л. — это брошюра по еврейскому вопросу "Uwagi pewnego oficera nad uznana potrzeba urzadzenia zydow w naszym kraju etc." (1818), появившаяся в разгар полемики по евр. вопросу, накануне сейма 1818 г. Л. высказывается отрицательно о сочинениях, вышедших до него, особенно о дикой идее выселить евреев из Царства Польского, проповедуемой автором брошюры "Sposob na zydow" (Варшава, 1818). Л. называет такой шаг безрассудным и пагубным. "Евреи, — говорит он, — могут приносить пользу стране, хотя многие это совершенно отрицают". Необходима "систематическая реформа евреев в согласии с духом веротерпимости", каковая навряд ли, по мнению Л., была проведена каким-либо европейским государством в течение одного поколения.

Л. полемизирует с немецким публицистом Ruhs''oм, утверждавшим, что евреям нельзя дать политических прав. Упадок польского еврейства вызван, по мнению Л., прежней анархией Речи Посполитой и корыстолюбием шляхты, общим презрением к евреям, исключением их из общественных корпораций и пр. Виновниками разорения крестьян являются не евреи-арендаторы, а шляхта. "Вы, — обращается Л. к последней, — были надменны, самовольны, алчны; вы рады были угнетать земледельца, пользуясь для этой цели евреями, обманывающими ваших подданных... Разве тот факт, что вы, несмотря на запреты, отдаете евреям в аренду шинки, недостаточно убеждает, что вас мало интересует общая польза и благосостояние крестьян". Необходимо прежде всего самим измениться.

Л. подчеркивает далее, что "если религиозная нетерпимость всегда вредна, то еще больше вредна политическая нетерпимость". Нельзя упрекать евреев в том, что им чуждо чувство любви к отечеству, ибо "кто во всей стране не имеет родственников и приятелей, тот, верно, никогда не будет к ней привязан; кто меньшим пользуется в гражданском отношении, а платит больше налогов, тот, надо полагать, принесет меньше жертв, требуемых гражданским чувством". Л. напоминает из истории польских евреев эпоху, когда они жертвовали собой для отечества и любили его — в царствование Сигизмунда I, который покровительствовал евреям.

Поощрять евреев к ремеслам, просвещать их, привлечь их к воинской повинности — пути, которые, по утверждению Л., приведут к поднятию еврейства и к его эмансипации.

Книжка Л., написанная с подъемом и знанием предмета (особенно интересны взгляды его на главные моменты в развитии польского еврейства), произвела впечатление.

Генерал Красинский, задетый критикой Л. его брошюры "Appercu sur les Juifs de Pologne" (см.), написал "Ответ на заметки офицера" в "Rozmaitosci Warszawskie", № 26—28, где упрекает Л. "в нерасположении к шляхте и в защите евреев". — Сp.: Sz. Askenazy, Waleryan Lukasinski, 2 т., 1908; М. Вишницер, "Проекты реформы евр. быта в герцогстве Варшавском и Царстве Польском", "Пережитое", I, 206—09. {Евр. энц.}