Мак-Дональд Иван-Альфред Георгиевич

— воен. инженер, г.-л, род. в 1850 г. в Ново-Радомске, происходил из Шотландии.

Окончив курс Варш. унив-та по физ.-матем. фак-ту, М. поступил во 2-е Конст. училище, из которого в 1872 г. выпущен подпоручиком в 10-й гренадерский Малорос. генерал-фельдмаршала гр. Румянцева-Задунайского п. В 1875 г. выдержал экзамен на саперн. офицера и был переведен в 1-й сап. батальон, после чего поступил в Николаевскую инженерную академию, которую окончил по 1-му разр. в 1878 г., с переводом в воен. инженеры и в том же году поступил в мор. строит. часть, где и протекла вся его дальнейш. служба.

Назначенный в Николаевский порт на долж-сть младш. строителя казен. зданий, М. уже в 1881 г. был переведен в Кронштадт. порт старш. строителем, а в 1886 г. назн. отдел. инженер-строит.

СПб. порта. В 1887—1890 гг. М. состоял преподавателем строит. иск-ва в Николаевской инженерной академии, где читал курс мор. сооружений.

В 1890 г. назначен строителем Либавск. воен. порта, переименованного в 1894 г. в порт Имп. Александра III, и в этой должности состоял по день смерти.

В 1884 г. М. был командирован за границу для ознакомления с иностр. портов. сооруж-ми, а в 1890, 1892, 1894 и 1899 гг. — для изучения вопроса о землечер-пат. работах.

С 1885 по 1888 г. каждое лето плавал по берегам Финск. зал. на винт. шхуне "Секстан", изучая берега и производя изыскания по выбору места для устр-ва воен. порта. В янв. 1900 г. командирован в П.-Артур для участия в совещат. комиссии по составлению проектов устр-ва порта и крепости.

Глав. заслугой М. явл. постройка порта Имп. Александра III и, в частности, разработка внешних оградит. сооружений — мола и волноломов.

В истории пор-тостроит-ва сооружение Либавск. волноломов по быстроте возведения не имеет равн. примера.

Постройка же самого порта, от искусств. бассейнов, канала с множ-вом пристаней и доков до проведения дорог, водопровода и целого города зданий, прекрасно распланированных и дающих необходимый простор для дальнейш. развития воен. порта, обнаруживает большие организац. данные в их строителе, широту размаха и действит. понимание нужд не только порта, но и того флота, которому м. быть суждено на него базироваться.

И не вина строителя, прекрасно выполнившего свою задачу, если самое место, выбранное для сооружения порта, явилось стратегич. ошибкой.

При огромн. эрудиции М. отличался больш. работоспособностью, педантич. аккуратностью и твердым, решительным и настойчивым характером.

Заболев сахарн. болезнью, М. был принужден взять отпуск и уехать в Варшаву, где заболел воспалением легких и 29 июня 1906 г. скончался. {Воен. энц.}