Маковский Константин Егорович

Маковский Константин Егорович — русский живописец; сын известного в свое время московского любителя искусства, одного из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича М. (1800—1886), род. в Москве в 1839 г.; под отцовским влиянием 12 лет от роду поступил в ученики упомянутого училища, в котором его наставниками были М. Скотти, С. Зарянко и В. Тропинин, и получил в 1857 г. малую серебряную медаль от Акд. художеств.

В следующем за тем году переселился в СПб. и записался в ученики академии; был награжден малой золотой медалью за картину "Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова", в 1862 г. По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он вместе с 12 своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, вышел из академии с званием художника 2 степени и принял участие в учреждении СПб. художнической артели, членом которой, оставался, однако, недолго.

В 1867 г. за картины "Бедные дети" (находится у Д. В. Стасова в СПб.) и "Селедочница" и за три портрета (ген. Кауфмана, ген. Рокасовского и г-жи Ворониной) был признан академиком, а через год, за колоссальную и сложную картину "Масленица в Петербурге", возведен в профессоры.

В 1876 г. сделал поездку на Балканский полуо-в и в Египет.

Многочисленные произведения М. — портреты и картины историческо-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания — составили ему репутацию одного из талантливейших представителей современной русской живописи.

С этими произведениями он являлся сперва на годичных академических выставках, а потом (с 1874 по 1883) на выставках Товарищества передвижных выставок, впоследствии же стал устраивать из них отдельные выставки.

Некоторые его картины были, кроме того, выставлены в Париже и Сев. Америке и распространили его известность за пределы России.

Эффектность композиции и освещения, выразительный, хотя и недостаточно верный рисунок, сильный, блестящий, но излишне цветистый колорит, мастерство кисти, особенно при выписке костюмов и проч. аксессуаров, отличают все вообще работы М., между которыми, сверх вышепоименованных, главными могут считаться: "Похороны в деревне" (1872; у К. Солдатенкова в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876 в Имп. Эрмит., повторение в Аничковском дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879, в Имп. Эрмит.), "Свадебный пир в боярской семье" (1885), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), " Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), портреты: А. С. Даргомыжского, сенатора Веймарна, А. Е. Тимашева, жены художника с детьми, гр. Муравьева-Амурского, гр. С. Р. Строганова, певца О. Петрова и нек. др. А. С—в. {Брокгауз} Маковский, Константин Егорович (Makovski, Constantin), брат предыдущего.

Род. в Москве 1839; c 12 лет числился в Московском училище живописи и ваяния, где работал под руководством Скотти, Зарянко и Тропинина, a затем в Акад. художеств; в 1862 получил 2-ю золотую медаль; с 1867 академик, с 1869 профессор исторической живописи.

В 1866 г. он написал "Масляницу"; в 1876 г. ряд картин из египетской жизни. Он был в числе 12 учеников Акад. художеств, отказавшихся от программы на 1-ю золотую медаль, и долгое время состоял членом Общества передвижников.

Один из любимых портретных живописцев в Петербурге; особенно красиво пишет женщин.

Пробовал гравировать крепкой водкой и очень удачно.

Его работы офортом: 1. Портрет молодой девушки; с подписью: "К. Маковский"; во 2-х отпечатках внизу прибавлен вид Невы с крепостью, — окончена голова и приделаны кругом мелкие грифонажи; 8.10 х 5.11*. 2. Каирский торговец, с подписью: "К. Маковский". 7.6 х 5.6*. Жаль, что наш талантливый художник не пошел далее этих проб; судя по началу, можно было ожидать от него хороших вещей в этой области искусства.

Литографии его: 1) Масляница; в Художеств.

Автографе, 1869; 2 и 3) два рисунка к повести Гоголя: "Страшная месть", изд. Голяшкина, оба с подписью: "К. Маковский 1874"; первый на слова: "Катерина не глядит ни на кого" и второй: "О зачем ты меня вызвал, тихо простонала она". Печатаны тоном. 3. Мать с ребенком; без подписи, набросок, представляющий вторую жену его и сына их. {Ровинский}