Мамедов Низами Мустафа-оглы

(р. о 1.01.1946) — спец. в обл. филос. вопросов науки и техники; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Казахе Азерб. ССР. Окончил Азербайдж. политехн. ин-т (ф-т автоматики и вычислительной техники) (1967). С 1968 по 1971 — н. с. проблемной лаборатории методов оптимального управления Азербайдж. политехн. ин-та; с 1972 по 1975 — асп. ИФ АН СССР; с 1976 по 1986 — н.с, ст. н.с, зав. отделом филос. вопросов естествознания ИФП АН Азербайдж.

ССР; с 1987 по 1994 — нроф. МПГУ; с 1995 по наст. вр. — проф. кафедры экологии и управления природопользованием Росс. академии гос. службы при Президенте РФ. Канд. дисс. — "Моделирование и синтез знаний" (1975); докт. дисс. — "Экологическая проблема и технические науки (философско-методо-логические аспекты)" (1984). Действ. чл. Росс. экол. академии, Росс. академии естеств. наук, Междунар. академии ноосферы (устойчивого развития), эксперт Европ. Союза по проблемам экол. образования.

Ответственный ред.-сост. сб.: "НТР и развитие научного познания" (вып.1 и 2). Баку, 1993/1994; "Экология, культура, образование". М., 1989; "Философия и экологическая проблема". М., 1990; "Философские дисциплины: программы, задания, тесты". М., 1993; "Экологическое образование: концепции и методические подходы". М., 1996; "Экология и управление природопользованием". М., 2000 и др. М. внес вклад в осмысление сущности метода моделирования, его инте-гративной и оптимизирующей функций в познавательной и преобразовательной деятельности, в выявление глубинных связей развития техники и техн. освоения природы с системой ценностей об-ва, социокультурными факторами.

М. иссл. статус соц. экологии как науки постнекласс. типа, отображающей особые, социо-природные связи, отношения, и выполняющей не только объяснительные, но и нормативные функции по отношению к разл. сферам человеч. деятельности с целью их экологизации.

В его работах дается обоснование общеэкол. понятий (экосистема, эковзаимодей-ствие, экопротиворечие, экоразвитие, экоустойчи-вость), позволяющих раскрыть концепт. единство отдельных направлений экологии, а также определить осн. содержание экол. образования.

Разрабатывается системная трактовка экол. проблемы, представляющей ее как целостное отражение на человеке и условиях его жизнедеятельности противоречий, возникающих в вещественно-энергетической и информац. связях об-ва с природной средой.

Раскрывается сущность экол. культуры как дух. предпосылки гармонизации соц.-экон. и экол. развития об-ва. Обоснованные М. принципы филос. экол. образований содействовали уточнению содержания экол. образования и принятию соответствующих гос. стандартов в России.

Соч.: Кибернетическое моделирование и проблемы оптимизации // Кибернетика и научное познание.

М., 1976; Философско-социологические аспекты технического знания // ВФ. 1977. № 2; Моделирование и синтез знаний.

Баку, 1979; Экологическая проблема и технические науки // ВФ. 1980. № 5; Глобальные аспекты экологического взаимодействия // Там же. 1981. № 11; Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические аспекты).

Баку, 1982; Экология: новые направления в традиционной науке // Взаимодействие общества и природы.

Экологическая проблема.

М., 1986; Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации технического развития).

М., 1998; Культура, экология, образование.

М., 1996; Экология: Учеб. пос. [В соавт.]. М., 1996; Основы общей экологии: Учебник. [В соавт.]. М., 1998.