Мантатов Вячеслав Владимирович

(р. 29.07.1941) — спец. в обл. филос., эпистемологии и соц. экологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Усть-Ордынском Бурятском нац. округе.

Окончил филос. ф-т МГУ (1965), асп. при кафедре диалектического материализма МГУ (1969). С 1969 работает в Вост.-Сиб. гос. тех-нологич. ун-те МО РФ преп., зав. кафедрой филос., логики и соц. экологии.

В 1979—1986 работал зам. директора по науч. работе Бурят, ин-та обществ. наук СО АН СССР (по совм.). С 1988 — директор Ин-та устойчивого развития при ВСГТУ и советник Президента Республики Бурятия по соц. и экол. проблемам.

С 1991 — президент Нар. академии буддийской культуры.

Докт. дисс. — "Диалектика отражения и гносеологическая функция знаков" (М., 1977). М. — заслуженный деятель науки РФ, действ. член РАЕН, Академии гуманит. наук, Росс. экол. Академии, Рус. академии наук и искусств, а также Междунар.

Академии информатизации.

В трудах М. исследуются гносеол. проблемы семиотики и информатики, методол. проблемы синтеза наук, филос. основания рус. космизма и буддийской этики. В наст. вр. им развивается новая концепция диалектич. реализма на основе синтеза филос. учений Востока и Запада, творч. переосмысления рус. филос. традиции.

Совм. с А.М.Коршуновым разработал диалектич. концепцию познания (как творчески активного отношения субъекта к объекту отображения).

Ими сформулирована теория "условного отражения" на основе к-рой дано обоснование эвристической роли знаков, творч. функции символизации, герменевтического метода в науч. познании.

В монографии М. "Образ, знак и условность" исследуется диалектика образа и знака, дается науч. трактовка способности кодирования отображения, к-рая по сути и смыслу близка витгенштейновской концепции логич. образа.

Логич. (познавательный) образ рассматривается М. как высшая форма информац. моделирования объективной реальности, основанная на универсальном кодировании ее разнообразия посредством условно-знаковых систем.

В монографии показано, что формирование адекватного образа предполагает эвристическое использование условности, выражающееся, в частности, в операциональной активности знаков.

Освобождая мышление от ограничений практики, считает М., знаковые структуры становятся той "материальной силой", к-рая развивает конструктивные, прогнозирующие свойства разума вследствие расширения его операциональных возможностей.

В работах М. разработаны ме-тодологич. принципы нового соц. мышления и соц. познания, раскрыта специфика гуманит. мысли как ценностно-смыслового освоения бытия в процессе диалога (личностей, сознаний, культур, цивилизаций).

Опираясь на идею гуманизации науки М. в конце 80-х гг. выдвинул идею создания общей системной модели, описывающей взаимодействия между человеком, об-вом и природой, а также формирования единой человеко-эколого-информац. системы хозяйствования.

К осн. результатам науч. деятельности М. за 90-е гг. относятся: а) анализ ценностно-культурол. предпосылок региональной эколого-экон. политики; б) иссл. филос. оснований экол. этики; в) обоснование буддизма как экол. мировоззрения; г) раскрытие эколого-этич. основ индо-тибетской медицины; д) анализ буддийских перспектив устойчивого экоразвития; е) разработка теории устойчивого развития; ж) обоснование устойчивого развития как закона Вселенной; з) анализ концепт.-ак-сиол. контекста устойчивой экономики и этически ориентированного рынка; и) выдвижение программных установок стратегии устойчивого развития Республики Бурятия.

В двухтомном труде "Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие" М. доказывает, что необходимо придать новый смысл концепции устойчивого развития и рассматривать переход человечества к устойчивому развитию как глоб. соц. революцию, как новую ось мировой истории, как системную трансформацию всемирного об-ва на началах справедливости.

Устойчивое развитие об-ва, доказывает М., невозможно без нравств. совершенствования человека.

Закон устойчивого развития, считает М. и есть закон цивилизуемое™ человека.

В ответ на вызов XXI в. М. предлагает соединить концепцию устойчивого развития с идеей "диалога цивилизаций". Соч.: Гносеологический анализ понятия "информация" // Методологические проблемы современной науки. М., 1964; Теория отражения и эвристическая роль знаков. [В соавт.]. М., 1974; Образ, знак, условность.

М., 1980; Критика основных принципов философского обоснования буддизма // ФИ. 1984. № 2; Проблема текста в гносеологии // Логика и язык. М., 1985; Эстетический пантеизм Н.К.Рериха // Рериховские чтения.

Новосибирск. 1985; Великий гуманист Н.К.Рерих // Наука в СССР. 1986. № 2; Гуманитарное познание // Диалектика познания.

Л., 1988; Социальная философия: проблема человека. [В соавт.]. Улан-Удэ, 1995; Буддийские перспективы устойчивого экологического развития // Устойчивое развитие Байкальского региона как мировой модельной территории.

Берлин-Гейделъберг-Нью-Йорк, 1996 (на англ. яз.); Экологическая этика; буддизм и современность. [В соавт.]. Улан-Удэ, 1997; Теория устойчивого развития: основные понятия // В. Бурятского университета.

Сер.5. Вып.1. Улан-Удэ, 1997; Философский смысл идеи коэволюции [В соавт.] // Гуманитарный вектор.

В. Забайкальского отделения АГН. Вып.1. Чита, 1997; Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие.

В 2 т. Улан-Удэ, 1998; Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие.

В 2 т. Улан-Удэ. Т.1. — 1998, Т.2. — 2001. Устойчивое развитие.

Сборник научных трудов.

Вып.1—3. Улан-Удэ, 1996, 1998, 2000. Мантатов, Вячеслав Владимирович Директор Института устойчивого развития при Восточно-Сибирском государственном техническом университете; родился 29 июля 1941 г. в Усть-Ордынской Бурятской национальном округе Иркутской области; окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 1965 г., аспирантуру при МГУ, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН; с 1969 г. — преподаватель, заведующий кафедрой философии, логики и социальной экологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета Министерства образования РФ; заслуженный деятель науки РФ; лауреат II Всесоюзного конкурса работ молодых ученых по общественным наукам, трижды лауреат общероссийского конкурса исследовательских проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук; автор более 150 научных работ, в том числе 10 индивидуальных и коллективных монографий; внес весомый вклад в развитие эпистемиологии и методологии науки.