Марков Юрий Геннадьевич - Биография

Марков Юрий Геннадьевич

(р. 18.05.1932) — спец. по филос. вопросам теории управления и соц. экологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Новосибирске.

Окончил механико-матем. ф-т (отделение астрономии) МГУ (1958) и асп. филос. ф-та МГУ (1964). Работал в Ин-те математики СО АН СССР, Гос. НИИ систем планирования и упр.; ст. преп. кафедры филос. в Новосибирском ин-те нар. хозяйства; ст. преп., проф. кафедры филос. СО АН СССР. Зав. кафедрой филос. СО РАН, одновременно зав. группой соц.-экол. иссл. ИФГ1 СО РАН. С 1998 — гл. н. с. в секторе права ИФП СО РАН. Канд. дисс. — "Философское значение принципов симметрии в физике" (1967). Докт. дисс. — "Функциональный подход и его методологическое значение в теории и практике управления большими системами" (1984). Действ. чл. Петровской академии наук и искусств.

Был отв. ред. ряда изд. В своих публикациях М. выявил принципиальное различие физ. и кибернетических систем, физики и кибернетики соответственно.

Это различие состоит в том, что природа физ. систем адекватно отображается в рамках структурного подхода, а природа кибернетических систем — в рамках функционального.

Была построена также иерархическая шкала функциональной сложности систем, в к-рой физ. системы заняли первый уровень, кибернетические — второй.

Выше второго уровня оказались системы, к-рые определяются как живые" напр., биол. системы.

К четвертому уровню относятся системы, способные к целеустремленному поведению и обнаруживающие свободу воли. Показано, что нарастание сложности функционирования систем можно интерпретировать как процесс усложнения отношений между системой и средой.

Анализ взаимоотношений система—среда делает более прозрачной сущность таких понятий как информация, управление, цель и целеполагание, свобода воли и т.д. Было показано, что все эти понятия "живут" лишь в рамках функционированного подхода и теряют смысл в рамках структурного подхода.

С 1979 в работах М. все более начинает доминировать интерес к вопросам экологии и охраны окружающей среды. Филос.-методол. осмысление этих вопросов постепенно приводит к выявлению осн. требований к соц. экологии как особой синтетической дисциплине, к-рая определяется как наука о формировании и функционировании ноосферы.

В рамках этой дисциплины М. занимается разработкой концепции и стратегии экологически устойчивого развития, механизмов управления соц.-экол. системами.

Гл. идея, к-рая выдвигается и обосновывается в этой связи, состоит в следующем.

Для достижения экологически устойчивого развития традиц. установки на технол. реконструкцию производства недостаточно.

Требуется глубокая реконструкция базовых обществ. структур и отношений (соц.-экон., организационно-правовых, социокультурных).

Обосновывается мысль, что отношения между об-вом и природой не предста-вимы в форме содержательных законов; более адекватным является здесь функциональный подход.

Причем обществ. отношения выступают как "управляющие параметры", а отношения между об-вом и природой — как объект управления.

Данное положение используется М. в качестве методол. базы поиска механизмов экологически устойчивого развития.

Анализируя особенности экол. систем и экол. знания, М. считает, что пора осуществлять на практике высказанную в свое время В.И.Вернадским мысль о переходе к науч. специализации по проблемам, а не по отраслям знаний.

Соч.: Функциональный подход в современном научном познании.

Новосибирск, 1982; Структурные и функциональные схемы представления научного знания // В. МГУ. Сер."Философия". 1983. № 3; Функциональный подход к анализу градации сложности системных объектов // ФИ. 1985. № 2; Социальная экология.

Новосибирск, 1986; Экологическое знание и сознание.

Особенности формирования. [В соавт.]. Новосибирск, 1987; Социально-экологические системы как объект управления. [В соавт.]. Новосибирск, 1990; Механизмы развития в природе и обществе // Вечные философские проблемы.

Новосибирск, 1991; Социально-правовые механизмы природопользования. [В соавт.]. Новосибирск, 1995; На пороге Новой Реформации // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. № 1; Актуальные проблемы экологического образования в России // Региональные проблемы экологического образования на рубеже XXI века. Кемерово, 2000; Социальная экология: взаимодействие общества и природы.

Новосибирск, 2001.