Марлинский

Марлинский — псевдоним А. А. Бестужева (см.). {Брокгауз} Марлинский [1797—1837] — литературный псевдоним Александра Александровича Бестужева, писателя-декабриста.

Род. в знатной дворянской, но сильно обедневшей семье. Учился в Горном корпусе, дослужился до чина штабс-капитана в лейб-гвардии драгунском полку в Марли под Петергофом (отсюда позднейший его литературный псевдоним), позднее был адъютантом при принце Вюртембергском.

Лит-ую деятельность М. начал в 1819. К концу 1822 относится сближение М. с Рылеевым, оказавшим на него сильнейшее идейное воздействие ("Мы мечтали вместе, и он пылким своим воображением увлекал меня еще более"). Вместе с Рылеевым Бестужев издал литературные альманахи "Полярная звезда" за 1823, 1824 и 1825, пользовавшиеся исключительным успехом.

Перу Бестужева, кроме ряда беллетристических произведений, принадлежат в этом альманахе "Взгляды на русскую словесность", критические обзоры, сыгравшие огромную роль в становлении русского романтизма и в развитии русской критики.

В 1824 Бестужев был введен Рылеевым в "Северное общество", в котором занимал довольно умеренную позицию сторонника конституционной монархии.

По его собственным признаниям, Рылеев и Оболенский называли его фанфароном и не раз говорили, что "за флигель-адъютантский аксельбант я готов отдать все конституции". 14 декабря Бестужев находился на Сенатской площади, но после разгрома восстания добровольно отдался в руки Николая I и, как отмечают официозные оценки, "изъявил совершенное раскаяние и в ответах был весьма чистосердечен". В течение года был заключен в форте "Слава" в Финляндии, в 1827—1829 находился в ссылке в Якутске, в 1829 по его личной просьбе был переведен в действующую армию на Кавказ.

Однако ни растущая известность М. как прозаика ни отвага, проявленная им в боях с горцами, не ограждали его от постоянных издевательств командиров; лишь в 1835 он удостаивается чина унтер-офицера.

В битве при мысе Адлер Бестужев был убит. Многие важные эпизоды лит-ой деятельности Бестужева (напр. степень его участия в сочиненных вместе с Рылеевым сатирических песнях "Ах, где те острова" и "Ах, тошно мне и в родной стороне") остаются до настоящего времени крайне смутными.

Разгром декабризма мрачной тенью лег и на литературную деятельность Бестужева-Марлинского.

Все его позднейшее творчество представляет собою мучительный процесс изживания характерной для декабристов идеологии капитализирующегося дворянства и перехода Бестужева на новые, гораздо более консервативные политические позиции.

Если раньше, в "Ревельском Турнире", "Замке Венден", у Бестужева звучали ноты социального протеста, то после разгрома декабризма, после уничтожения той политической базы, на к-рую Бестужев-Марлинский мог бы опереться, в его произведениях появляются новые мотивы.

В этом смысле закономерны в его лирике мотивы одиночества (стих. "Облако" предвосхищает Лермонтова "Тучки небесные, вечные странники"). Лирика М. мрачна и безотрадна: "Плыву я грустен и один. На чуждом бреге тьма ночная; как сон, бежит далекий брег и вечен лед и вечны тучи... И близко бездна океана белеет саваном тумана" ("Сон"). В отличие от гражданского историзма рылеевских "Дум" повести М. изображают историю преимущественно в батальном плане — русские легко побеждают наполеоновские войска и на своей почве ("Латник", 1832) и даже в далекой и незнакомой для них Голландии ("Лейтенант Белозор", 1831). В эпохе смутного времени ("Наезды", 1824), в русском средневековье ("Роман и Ольга, повесть 1396 года") М. выделяет все те же мотивы национального самосознания, вообще чрезвычайно характерные для декабризма, но в 30-х гг. лишенные политически-прогрессивного содержания.

Еще шире эти националистические мотивы развертываются в очерках и повестях М. на кавказские темы. В "Аммалате-Беке" [1832], "Мулле-Нур" [1835—1836] и др. М. является создателем напыщенной прозы романтизма.

Широкие полотна этнографических зарисовок, экзотика кавказских пейзажей, выспренные описания битв с горцами снискали повестям М. любовь массового дворянского и буржуазного читателя 30-х гг. И наконец последней составной частью творчества М., последним жанром его стиля являются его светские повести ("Испытание", "Роман в 7 письмах"), Здесь действие уже явно ограничено аристократической средой, тематика — всякого рода любовными интригами, развертывающимися в атмосфере постоянных балов, пирушек, празднеств и т. п. Изобилующие легкой салонной болтовней, уснащенные массой цветистых эпитетов и метафор, повести эти не отличались сколько-нибудь значительным содержанием; но в формальном отношении они были явлением незаурядным в истории русской прозы (быстрый рассказ, отточенность композиции, утонченная игра романтическими эпиграфами, изощренность эпистолярной формы и пр.). На всем протяжении 30-х гг. М. пользовался огромной популярностью как в критике, так и в читательской среде. Сокрушительный удар этой популярности нанесен был только Белинским, в большой статье [1840] подвергнувшим романтическую риторику автора "Аммалат-Бека" предельно резкой по тону и отрицательной по содержанию оценке.

Творчество М. сыграло немаловажную роль в истории русской литературы.

Оно сильнейшим образом воздействовало на аристократическую часть дворянской литературы 50-х гг. и на творчество ряда писателей, только начинавших свою литературную деятельность.

Отметим в этом плане, с одной стороны, авантюрные повести Вонлярлярского [50-е годы], "Марину из Алого Рога" Маркевича [1872], с другой стороны — "Спальню светской женщины" Ив. Панаева [1832], "Счастливую ошибку" Гончарова [1839] и др. Художники передовых групп русского дворянства, испытывавших воздействие процесса капитализации, или выходили из-под влияния М. или открыто с ним боролись.

Так, Лермонтов, бесспорно многим обязанный М. (картины кавказской экзотики, ряд светских образов, особенно в "Княгине Лиговской", лирическая тематика), преодолевал и самодовлеющий порою батализм М. ("Валерик") и его бездумную эротику.

Библиография: I. Русские повести и рассказы, 12 чч., СПб, 1832—1839; Второе полное собр. сочин., 4 тт. (12 частей), СПб, 1847 (По счету изд. 4-е). II. Семевский А., А. А. Бестужев, "Отечественные записки", 1860, № 5—7; Его же, А. Бестужев в Якутске, "Русский вестник", 1870, № 5 (письма к родным 1827—1829); Его же, А. Бестужев на Кавказе, там же, 1870, № 6—7 (письма к родным 1829—1837); Белинский В. Г., Полное coбp. сочин., под ред. С. А. Венгерова, том V, СПб, 1901, стр. 126—160, 552—554 (примеч.); Котляревский Н., Декабристы, кн. А. И. Одоевский и А. А. Бестужев, СПб, 1907; Замотин И., Романтизм 20-х гг. XIX ст. в русской литературе, т. II, СПб, 1913; Алексеев М. П., Тургенев и Марлинский, в сб. "Творческий путь Тургенева", под ред. Н. Л. Бродского, П., 1923; Восстание декабристов, т. I, М. — Л., 1925 (следственное дело А. А. Бестужева);

Измайлов Н. В., А. А. Бестужев до 14 декабря 1825, сб. "Памяти декабристов", т. I, Л., 1926; Прохоров Г. В., А. А. Бестужев-Марлинский в Якутске, там же, т. II, Л., 1926; Ковaрский П., Ранний Марлинский, сб. "Русская проза XIX века", под ред. Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова, Л., 1926; Алексеев М., Этюды о Марлинском, Иркутск, 1930; Воспоминания Бестужевых, Москва, 1931. III. Венгеров С., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. III, СПб, 1892; Ченцов Н. М., Библиография декабристов, Москва — Ленинград, 1929. А. Ц. {Лит. энц.}