Массини Екатерина Августовна

(сцен. псевд.; урожд. Веденяпина) [1838 (в нек-рых источ. 1840), Петербург — 25.2.1912, Киев] — арт. оперы (сопрано) и педагог.

Пению обучалась сначала в Петерб. конс., с 1864 — в Милане, где в 1866 дебютировала в т-ре "Ла Скала" (под псевд. Масси-ни). Позднее пела в Мадриде, Лиссабоне, Одессе (1868, 1872—74), Киеве. В 1876—81 солистка моск. Большого т-ра. В 1878—79 гастролировала в Казани.

Обладала гибким голосом нежного, мягкого тембра, легкой колоратурой, худож. вкусом.

Обширный репертуар певицы включал лири-ко-колор., драм. сопрановые и меццо-сопрановые партии. 1-я исп. партий: в Киеве — Натальи ("Опричник"; П. Чайковский высоко оценил исп. певицей этой партии); в Большом т-ре — Амнерис ("Аида"); на рус. сцене — Миньон ("Миньон"). Лучшие партии: Наталья ("Опричник"), Маргарита ("Фауст"). Др. партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Агата ("Вольный стрелок"), Адина, Лючия ди Ламмермур, Амина, Валентина, Виолетта, Азучена, Амнерис, Рахиль ("Жидовка"). Партнеры: Б. Корсов, Л. Люценко, Д. Орлов, О. Пускова, Ф. Стравинский, Э. Тамберлик, П. Хохлов.

Пела п/у И. Альтани, Э. Бевиньяни.

М. была дружна с П. Чайковским, к-рый посвятил ей романс "Он так меня любил" (ор. 28, № 4). В нач. 1900-х гг. преподавала в Киеве и Одессе.

Ученики: И. Варфоломеев, Е. Горянский, М. Донец, Т. Лелива, И, С. Петров, М. Ростовская-Ковалевская, Д. Рознатовский.

Последние годы жизни провела в нищете.

Лит.: Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 218—223, 412; Олександр Мишуга: Спогади.

Матеріали. Листи. — Київ, 1971. С. 141, 145; Кузьмін M. I. Забуті сторінки музичного життя Киэва. — Київ, 1972. С. 167— 168; Коренюк О. Из истории музыкального образования в Киеве (XIX — начало XX ст.). (диссертация, машинопись, 1972). — в ГБЛ; Pостовская-Ковалевская М. Современница П. И. Чайковского Е. А. Массини (рук.). — в РО НИО ЛГИТМиК, ф. 95, оп. 1, ед. хр. 2, л. 21 —33.