Мефодий епископ Астраханский

— епископ Астраханский и Ставропольский.

Родился в семье священника Суздальской епархии.

В Борисоглебской пустыни близ Суздаля начал монашескую жизнь, во иеромонаха был рукоположен в городе Шуе. С 1731 года — архимандрит Спасо-Преображенского Астраханского монастыря. 10 мая 1758 года в городе Казани хиротонисан во епископа Астраханского и Ставропольского.

Преосвященный Мефодий отличался исключительным милосердием к бедным.

Каждое утро все нуждающиеся бедняки получали в его доме хлеб, квас, а некоторые и одежду.

В дни же великих праздников (особенно в день Успения Божией Матери) устраивались большие угощения для всех приходящих без различия национальностей.

Причем на таких обедах присутствовал и сам владыка.

Своей любовью ко всем святитель привлекал к себе сердца раскольников и многих вернул в лоно Православной Церкви.

Если преосвященный Мефодий узнавал о смерти кого-либо, то сразу посылал сказать, что будет отпевать усопшего независимо от того, знатный ли он или какой-нибудь последний бедняк.

Особенно он любил отпевать бедных и безродных.

В благодарность за это владыке приносили кто что мог, а когда узнавали, что их приношения идут на бедных и на храмы Божий, то многие стали завещать свои вещи и деньги архипастырю.

На эти средства им устроено 22 церкви.

Преосвященный возобновил Борковскую Никольскую пустынь.

В конце 1773 года, когда в Астрахани и других городах Поволжья начались волнения из-за появления Е. И. Пугачева, называвшего себя царем Петром Федоровичем, святитель принял меры предосторожности, послав в города Саратов, Царицын, Оренбург, Петровск и другие духовных лиц с целью увещания не верить самозванцу под страхом "проклятия и отчуждения от христианства". Однажды во время обозрения епархии преосвященный Мефодий упал в горячий источник и сильно обварился.

Принеся покаяние, он принял Святые Христовы Тайны; над ним было совершено таинство Елеопомазания, после чего он мирно скончался о Господе 29 мая 1776 года. Погребен в Астрахани, в нижнем соборном храме. Весь город горько оплакивал кончину своего архипастыря.

Имя его, как человека праведного, передавалось из рода в род. От останков святителя при погребении были исцеления.

Литература: Косаткин В. В., протоиерей.

Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. — Владимир, 1906, ч. 1, с. 179. Авель, иеромонах.

Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. — М., 1853, с. 124—125. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 6, с. 29. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1394. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 95. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 41, 86. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 311, 314. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 95. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1906—1912. — Т. 5, с. 284—290. Известия по Казанской епархии. — 1888, № 10, с. 244. Цесаревич Николай в Астрахани // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 3, с. 112. Русский архив. — М., 1870, № 4 и 5, с. 775. — 1900. — Кн. 2, № 6, с. 150. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 2, с. 106. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 259. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 52.