Мейер Александр Александрович

[10(22).09.1875—19.07.1939] — философ и историк культуры.

Род. в Одессе.

Домашним языком в семье М. был нем. М. воспитывался в лютеранской атмосфере, но считал себя православным.

В молодости участвовал в революц. деятельности, вел агитационную и просветительскую работу.

За организацию рабочих кружков был сослан в Среднюю Азию. Сотрудничал в газ. "Русский Туркестан", где стал известен сначала как марксист, а потом как критик марксизма.

Вернувшись из ссылки, участвовал в деятельности Петерб.

Филос. об-ва. М. знали по переводам Э.Маха, Ф.Йодля, П.Барта, Р.Штаммлера и др. Он был известен и своими лекциями по ист. филос. и религии в Об-ве нар. ун-тов. В августе 1917 М. — среди участников Всеросс.

Церковного Поместного Собора (от Петрогр.

Религ.-филос. об-ва). После революции принял участие в организации "Вольфилы". Был проф. и зав. кафедрой эстетики движения на Высших науч. курсах П.Ф.Лесгафта (1918—1928). Поздней осенью 1917 М. организует кружок петерб. интеллигентов "Воскресение". В этот кружок входили (в разные годы) Г.П.Федотов, А.С.Аскольдов-Алексеев, А.В.Карташев, Л.Пумпянский, М.М.Бахтин, Н.П.Анциферов и др. Это была, как вспоминает Д.С.Лихачев, "одна из наиболее значительных филос.-релит, организаций в Петербурге" (Об Александре Александровиче Мейере // ВФ. 1992. № 7. С.92). "Воскресение", благодаря братству его членов и их своеобразной религиозности, просуществовал достаточно долго (до 1929). В декабре 1928 за участие в деятельности "Воскресения" М. был арестован, а весной 1929 приговорен к расстрелу, к-рый потом заменили десятью годами заключения. (По делу "Воскресения" в 1929 был арестован и М.М.Бахтин, к-рому Соловки заменили высылкой в Казахстан; с 1929 отбывает срок в Соловецких лагерях, а затем на строительстве Беломорканала Н.П.Анциферов; аресту подвергаются Л.Пумпянский и др.). Находясь на Соловках, а затем в Белбалтлаге, М. подводит итоги своей жизни, пишет филос. работы.

После освобождения живет в Калязине, где занимается переводческой деятельностью.

Там же появляются его последние работы.

Похоронен М. на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге.

Филос. М. является вариантом диалогич. персонализма, созвучным идеям М.Бубера и М.Бахтина.

Она скорее подразумевает не созерцательность, а реальное действие.

Именно этим объясняется значительность организационной деятельности в жизни Мейера.

Его филос. постоянно ищет свое воплощение то в революции, то в религии.

В работах по анархизму М. делает первые попытки подойти к идее личности.

Но эта идея оказалась несовместимой с революц. практикой, и М. пытается обрести ее в религии.

Он надеется реально воплотить ее в новом ре-лиг, сознании, к-рое определяло умонастроение его кружка.

По мнению М., идея может получить свое существование лишь в диалоге и благодаря ему. "Верховное Я" своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты.

Тем самым делается возможным подлинный диалог между людьми.

Создание подлинного диалога — гл. цель "Воскресения". "Абсурд “множества единых”" есть формула любви и формула личности — на этой мейеровской мысли держалась вся деятельность его религ.-филос. кружка. "Абсурд “множества единых”" — тайна, к-рая невыразима рациональным языком, она предполагает либо практич. воплощение, либо символическое выражение.

Перформативный символизм М. отличается от дескриптивного символизма А.Ф.Лосева и др. своей подчеркнуто персональной ориентацией, растворяющей даже само бытие в идее личности.

Филос. М. является попыткой создания практич. нравств. филос., основанной на ряде христ. идей: личности, диалога, тайны. Она открыла возможности для реализации нового релпг. сознания в об-ве и обозначила границы для рационального постижения личности.

Ф.И.Гиренок, И.Л.Дмитриева Соч.: О смысле революции // Перевал. 1907. № 8—9; Бакунин и Маркс // Факелы.

Кн.2. СПб., 1907; Выступление на докладе СААскольдова // Записки С.-Петерб.

Религиозно-философского общества.

Вып.1. СПб., 1908; Новое религиозное сознание // Биржевые ведомости. 1916. 28 октября. № 15889; О праве на миф // 1918. № 2; Философские сочинения.

Париж, 1982; Религиозный смысл мессианизма // ВФ. 1992. № 7; Мысли про себя // Север. Петрозаводск. 1992. № 11—12; Речь [на открытии Рыбинского Религиозно-философского общества (1916)] // Контекст. 1994—1995. М., 1996. Мейер, Александр Александрович Род. 1875, ум. 1939. Христианский философ.

Участник собраний Религиозно-философского общества (1914—1915). Активный деятель религиозно-философского кружка "Воскресение" (1920-е гг.). Автор книги "Религия и культура" (1909).