Мельников Павел Петрович

(1804—1880) — инженер и министр путей сообщения.

В 1825 г. окончил курс института корпуса инженеров путей сообщения поручиком и оставлен при институте репетитором.

В 1826 г. ему поручено было составление проекта улучшения Волховских порогов, расчистка которых им произведена в том же году, с устройством на реке Волхов водостеснительных плотин.

В 1830 г. он заведовал работами по улучшению судоходства в Кокенгузенских порогах реки Западной Двины и, сверх того, производил изыскания по соединению Западной Двины с Ловатью.

В 1833 г. М. был назначен профессором прикладной механики в институте и в артиллерийском училище.

Главнейшая заслуга М. в области строительного дела в России относится к участию его в сооружении СПб.-Московской, ныне Николаевской железной дороги.

По окончании постройки дороги на М. возложены были изыскания железной дороги от Москвы до Черного моря. В 1858 г. М. назначен членом совета главного управления путей сообщения и главным инспектором частных железных дорог. В 1860 г. ему поручается постройка Грушевской железной дороги, а в 1862 г. М. поставлен был во главе ведомства путей сообщения, которым заведовал с 1862 по 1869 г. При нем произведены многие важные перемены, направленные к изъятию из ведомства путей сообщения учреждений, не имеющих прямого к нему отношения (например, городских строительных комитетов, телеграфного управления, арестантских рот гражданского ведомства).

В 1866 г. главное управление путей сообщения и публичных зданий переименовано в министерство путей сообщения со значительными изменениями в его составе.

В 1867 г. военное устройство инженеров путей сообщения преобразовано в гражданское.

Институт инженеров путей сообщения, также имевший военное устройство, преобразован в 1864 г. в открытое гражданское учебное заведение.

В 1866 г. открыто первое железнодорожное училище при мастерских Орловско-Грязской железной дороги в Ельце. При М. была возобновлена постройка железных дорог непосредственным распоряжением правительства, оставленная в период времени с 1856 до 1863 г. правительством построено до 1800 верст. Вместе с тем с 1865 г. начинается выдача концессий частным лицам, с выпуском акций или облигаций под гарантией правительства.

Изыскания по направлению тех линий, осуществление которых представляло наибольшую важность для государства, производились с 1865 г. непосредственно правительством.

В 1868 г. установлены были правила для выдачи концессий.

В 1869 г. был созван общий съезд представителей железнодорожных предприятий, на котором, между прочим, положено начало прямой перевозке пассажиров и бесперегрузочной перевозке товаров.

За время управления М. к русской сети железных дорог прибавилась 4451 верста.

С передачей грунтовых дорог в ведение министерства внутренних дел, на попечении ведомства путей сообщения остались шоссейные пути, дальнейшее сооружение которых, однако, было приостановлено, так как признано было необходимым обращать все денежные средства на развитие рельсовых путей. В 1866 г. введен хозяйственный способ ремонта шоссе, с поставкой подрядчиками одних лишь материалов. 7 мая 1868 г. состоялось Высочайшее повеление: предоставить министру путей сообщения, в виде опыта, снестись с земскими учреждениями одной или двух губерний, пригласив их принять участие в ремонтных работах на шоссейных дорогах хозяйственным распоряжением, на условиях, определенных соглашением с земствами и с министром внутренних дел. В 1866 г. открыт канал Императора Александра II, расширена и углублена часть Свирского канала, продолжались работы по улучшению Мариинской системы и условий судоходства по Волге. В 1867 г. положено начало устройству судоходной инспекции (на Волге). С 1862 г. производились довольно значительные работы по улучшению Перновского, Либавского, Одесского, Бердянского и Таганрогского портов, а также в устьях реки Волги и Астраханском порту. Литературные работы М. печатались в "Журнале Путей Сообщения" в период 1832—1860 гг. Отдельно изданы: "Основания практической гидравлики, или О движении воды в различных случаях и действии ее ударом и сопротивлением" (1836) и "О железных дорогах" (1856). {Брокгауз} Мельников, Павел Петрович член Госуд. сов., инженер-генер., министр путей сообщения, строитель Николаев. железной дороги, р. 1807 г., † 22 июля 1880 г. Дополнение: Мельников, Павел Петрович, р. 1 марта 1807 г. {Половцов} Мельников, Павел Петрович (1804 — 22 июля 1880) — pyс. инженер и ученый в области транспорта, почетный чл. Петербург АН (с 1858). В 1825 окончил Ин-т корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и был оставлен при ин-те для преподавательской работы, с 1833 — проф. прикладной механики там же. С 1862 — главноуправляющий путей сообщения, а в 1866—69 — министр путей сообщения.

С 1826 М. принимал участие в гидротехнич. и строительных работах.

Его труд "Основания практической гидравлики..." (1836) долгое время был настольной книгой рус. гидротехников.

Совм. с Н. О. Крафтом (см.) и Н. И. Липиным (см.) разработал теоретич. основы проектирования и строительства ж. д.; с сер. 1830-х гг. ввел в курс прикладной механики специальные разделы, посвященные устройству ж. д., и издал первый в России теоретич. труд по ж.-д. делу ("О железных дорогах", 1835). М. был сторонником строительства ж. д. в России по заранее разработанному общему плану; под его руководством было составлено несколько вариантов сети ж. д. Разработал первые в России технич. условия проектирования ж. д. Был основным автором технич. проекта первой рус. ж.-д. магистрали Петербург — Москва (ныне Октябрьская ж. д.) и одним из руководителей ее строительства (наряду с Н. О. Крафтом). M. выступал также за развитие других видов транспорта (пароходства, шоссейных дорог и пр.). Воспитал большое число рус. инженеров.

Лит.: Житков С., Биографии инженеров путей сообщения, вып. 1, СПб, 1889; Ларионов А. М., История Института инженеров путей сообщения за первое столетие его существования. 1810—1910, СПб, 1910; Виргинский В. С., Возникновение железных дорог в России до начала 40-х годов 19 века, М., 1949; Смирнов А. И., П. П. Мельников — основоположник теории проектирования железных дорог, "Железнодорожное строительство", 1951, № 2; Сборник Ленинградского ин-та инженеров железнодорожного транспорта, вып. 143, М., 1952.