Менцинский Модест Емельянович

[29.4(11.5).1875, с. Новоселки, ныне Великие Новоселки Мостиского р-на Львов. обл. — 11.12.1935, Стокгольм] — арт. оперы (драм. тенор), камерный певец. Род. в семье сельского священника.

В детские годы пел в хоре, позднее был дирижером гимназического хора в Дрогобыче.

Окончил духовную семинарию во Львове и ф-т теологии Львов. ут-на (в 1899). Одновременно в 1896—99 обучался пению в Львов, конс. (кл. В. Высоцкого), затем совершенствовался во Франкфурте-на-Майне у Ю. Штокхаузена (здесь пел в оперной студии и выступал в концертах — в 1901 исп. сольную партию в Реквиеме Дж. Верди). В 1901 дебютировал в оперном т-ре во Франкфурте-на-Майне в партии Лионеля ("Марта"). Гастролировал с концертами по Германии (солист в оратории "Времена года" И. Гайдна, арии из опер и романсы); в Вене в 1902 на концерте, посвященном памяти Т. Г. Шевченко, исп. романсы К. Лысенко.

Гастролировал во Львове (1903 и в 1908—09), где выступал в "Лоэнгрине", "Гальке", "Волшебном стрелке". В 1905—10 и с 1926 солист Стокгольм. оперного т-ра (пел на швед, яз.), в 1910—26 — оперного т-ра в Кельне.

Гастролировал в Лондоне ("Ковент-Гарден", 1905), Берлине, Байрейте, Мюнхене, Вене, Амстердаме, Копенгагене, Варшаве, Праге (1925), в городах Италии и Франции.

Обладал сильным голосом "металлического" тембра.

Репертуар включал 50 партий.

Лучшие партии, к-рые принесли певцу известность, — это партии в операх Вагнера: Лоэнгрин, Зигфрид ("Зигфрид"), Тангейзер, Риенци, Тристан ("Тристан и Изольда"), Зигмунд.

Др. партии: Фентон ("Виндзорские кумушки"), Фауст ("Фауст"), Манрико ("Трубадур"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Радамес, Самсон, Элеазар, Надир, Канио. Ирод, Йонтек.

М. исп. также баритональную партию Эскамилио.

Партнеры: С. Крушельницкая, Я. Вайда-Королевич, А. Мишуга и др. М. выступал с концертами во Львове, Тернополе, Станиславе, Черновцах, Гамбурге, Стокгольме.

Конц. репертуар включал произв.

Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Вагнера, П. Чайковского, романсы укр. композиторов (Н. Лысенко, Д. Сичинского, С. Людкевича), укр. нар. песни. Последним выступлением М. стал концерт по Стокгольм. радио в 1934. Искусство певца высоко ценили И. Франко, О. Кобылянская, Ф. Колесса, С. Людкевич.

В 1930-х гг. вел пед. деят-сть в Стокгольме.

Записывался на грампластинки (св. 40 произв.) в Стокгольме ("Граммофон", 1910) и Берлине ("Граммофон", 1910, 1911). Нек-рые записи (арии Элиазара, Лионеля и укр. нар. песня "Черемоше, брате мій") вошли в серию "Золотые голоса Украины" ("Мелодия", 1970). М. завещал свою богатейшую библиотеку, к-рая свидетельствовала о широте интересов певца в области искусства, Научному обществу им. Т. Г. Шевченко во Львове.

Лит.: Людкевич С. М. Менцинский как оперный певец // Шляхи. 1918. № 1; Его же. Модест Менцінський і украінська народна пісня // Терем. 1; — Львів; Київ, 1919; Музичні сільвети.

Модест Менцінський.

Героічний тенор // Нарис. — Львів, 1969; Героічний тенор // Друг читача (Київ). 1969. 17 червня;

Трофимук О. З піснею по світу // Літературна Україна (Київ). 1969. 25 вересня;

Колесса Ф. М. Спогади про видатного співака // Музика (Київ). 1975. № 6. С. 29— 30; Лисенко М. Лисенко: Листи співакові. До 140 — річчя з дня народженя композитора // Культура і життя (Київ). 1982. 21 березня.