Микешин Михаил Осипович

(6 февраля 1836 — 19 января 1896 г. в Петербурге) — академик живописи и скульптуры.

Некролог Сегодня, 19 января, скончался скоропостижно известный художник, академик скульптуры Михаил Осипович Микешин.

В течение нескольких последних дней он чувствовал себя не совсем хорошо и не выходил из квартиры.

За час до своей кончины он оживленно разговаривал с родными и гостем, приехавшим навестить больного.

Около 12-ти часов дня голова его склонилась, дыхание и биение пульса прекратились.

Прибывший вскоре врач констатировал смерть от разрыва сердца.

М. О. Микешин был хорошо известен как автор-композитор многих грандиозных памятников, сооруженных в разных городах.

Памятник тысячелетия России в Новгороде, исполненный по идее и проекту покойного, создал ему имя выдающегося русского скульптора-композитора.

С тех пор М. О. стал участвовать с большим успехом своими композициями во всех монументальных конкурсах в России, во многих за границей.

Он конкурировал на памятник императрице Екатерине II, находящийся на площади против Александрийского театра, и из представленных Академией Художеств проектов его проекту было отдано предпочтение.

В то же время им были изготовлены массивные скульптурные двери на гробницу князя Пожарского в Суздале.

В 1864 г. за проект памятника Дону Педро IV для Лиссабона покойный получил звание почетного члена лиссабонской академии изящных искусств, премию и орден Христа Спасителя.

Затем он составил проект памятников освободителю Сербии — Кара-Георгию (Георгию Черному), адмиралу A. C. Грейгу (сооружен в Николаеве), сербскому князю Михаилу Обреновичу (два проекта — один для постановки памятника на месте убиения этого князя в Топчидере, другой для главной площади в Белграде в память политической деятельности убитого), Победам черноморского флота и матросу Шевченко для Николаева, Корнилову, Нахимову и Истомину для Севастополя, Богдану Хмельницкому для Киева, Императору Александру II для Ростова-на-Дону, Ермаку для Новочеркасска, Императрице Екатерине II для Екатеринодара и др. Многие памятники композиции покойного уже сооружены (в Киеве, Ростове-на-Дону и др.), открытие других состоится в ближайшем будущем (в Екатеринодаре).

Кроме того, им исполнены по заказу морского министерства носовые фигуры для фрегатов "Минин", "Спиридов", "Пожарский", "Чичагов", "Грейг", "Лазарев" и для яхт "Ливадия" и "Держава". За свои заслуги в области монументального и медальерного творчества М. О. был избран Академией Художеств в академики скульптуры, получил пожизненную пенсию, орден Св. Владимира 3 ст. и многие другие награды и почетные звания.

Покойный родился в селе Максимовке, Рославльского уезда Смоленской губернии, 6 февраля 1836 г. Десятилетним мальчиком он был отдан учиться писать масляными красками к местному иконописцу Титу Андронычу.

Когда он кончил курс в уездном училище и выдвинулся из среды своих товарищей талантливым рисованием масляными красками, на его юношеское творчество обратил внимание местный помещик Вонлярский.

Он привез юношу в Петербург и определил в Академию Художеств.

Здесь М. О. занимался в течение шести лет в батальном классе профессора Б. П. Виллевальде и получил последовательно все академические награды по этому классу.

За картину, изображающую конных гренадер и приобретенную в собственность императором Николаем I, он получил серебряную медаль; за картину, представленную на конкурсную тему "Сражение при Баш-Какдык-Ларе", малую золотую.

На большую золотую медаль он конкурировал дважды, написав "Падение Литовской крепости Пилоны в княжение Гедемина" и "Граф Тили в Магдебурге". За последнюю картину М. О. получил первую медаль, звание классного художника и право на шестилетнее пребывание за границей на казенный счет. Но этим правом покойному художнику не пришлось вполне воспользоваться.

В 1859 г. был объявлен конкурс на сочинение памятника тысячелетия России, и М. О., как уже сказано, удачно конкурировал.

С этого времени он прекратил свою деятельность по батальной живописи и стал энергично учиться лепке у И. Н. Шредера и др. М. О. Микешин пользовался также заслуженной известностью талантливого иллюстратора.

Его эффектные и многочисленные рисунки разбросаны в разных периодических иллюстрированных изданиях и украсили альбомы многих знакомых покойного.

Он гордился званием русского иллюстратора и везде отстаивал необходимость улучшить материальное положение художников, посвятивших свою деятельность этой отрасли художественного творчества.

В этом духе он сделал доклад в прошлогоднем съезде деятелей печатного дела. Его рисунками иллюстрирован, между прочим, "Кобзарь" Шевченко.

Художественная деятельность покойного как иллюстратора сблизила его с журнальным миром. Когда был основан художественный клуб, М. О. явился одним из деятельных директоров этого учреждения и принял близкое участие в устройстве доступных рисовальных классов, живых картин и спектаклей в помещении клуба. В конце 70-х годов он издавал иллюстрированный журнал "Пчела", сперва в качестве пайщика с г. Гиероглифовым, затем самостоятельно.

Как человек, покойный не умрет в памяти всех знавших его. Он отличался богатым запасом энергии, живой фантазией и широким русским хлебосольством.

В своей художественной деятельности он не знал усталости, в общественных делах он был одним из первых, готовых безвозмездно работать ради общей пользы.

Кроме того, он был горячим защитником всего русского, и потому рисунки иностранного происхождения на разных предметах промышленности и торговли вызывали очень часто его негодование.

Для игральных карт, изображающих рыцарей и иностранных дам, он сочинил рисунки из сказочного русского мира. Лубочной литературе, в которую проникли иностранные юмористические сюжеты, он дал ряд лубочных картин с сюжетами из жизни русской деревни.

Словом, М. О. всегда и во всем был вполне русским.

Будучи хорошо обеспеченным в момент своей наибольшей славы, покойный в последнее время был принужден часто отказывать себе в самом необходимом.

Умер он далеко не богатым. ("Новое Время", 1896, № 7146). Библиография Его: "Из путевых заметок" ("Исторический Вестник", 1903, кн. 9). "Поп Марко Пейович" ("Исторический Вестник", 1903, кн. 11). О нем: "Новости", 1896, № 22. "Русская Мысль", 1896, кн. 2, с. 229. "Московские Ведомости", 1896, № 21. "Исторический Вестник", 1896, кн. 3, с. 1058—1060; 1897, кн. 2, с. 624—651; кн. 9, с. 788—807. "Микешин и Прахов в переписке с А. Ф. Писемским" ("Известия книжного магазина Вольфа", 1913, № 5. Микешин, Михаил Осипович — живописец, рисовальщик и создатель скульптурных монументов.

Род. в 1836 г. в городе Рославне Смоленской губернии.

Десяти лет от роду начал учиться живописи у одного местного живописца, работая у которого, посещал классы уездного училища.

По окончании курса в этом заведении, юноше удалось в 1852 г. попасть в ученики Императорской академии художеств.

Здесь, избрав специальностью батальную живопись, он изучал ее под руководством Б. Виллевальде, и получил в 1858 г. большую золотую медаль за картину: "Въезд графа Тилли в Магдебург, в 1636 г.". Молодой художник не воспользовался правом поездки в чужие края, так как в то время произошла резкая перемена в направлении его деятельности.

В 1859 г. объявлен конкурс на сочинение проектов памятника, предположенного к постановке в Новгороде по случаю тысячелетия России;

М. принял участие в этом состязании, и представленный им проект, признанный лучшим из всех, был принят к исполнению.

Ему пришлось изучать скульптурную технику, дабы руководить работами специалистов, приглашенных им для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах.

Памятник "Тысячелетие России" создал М. репутацию выдающегося русского ваятеля.

Со времени его открытия художник, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во всех конкурсах по монументальной скульптуре, объявленных не только в России, но и во многих заграничных.

Таким образом им сочинены проекты памятников императрице Екатерине II (в СПб.), доставивший ему в 1869 г. звание академика, португальскому королю Педро IV — для Лиссабона, адмиралу Грейгу — для Николаева, сербскому князю Михаилу Обреновичу, победам Черноморского флота и матросу Шевченко — для Николаева, адмиралам Нахимову и Истомину — для Севастополя, Богдану Хмельницкому — для Киева, императору Александру II — для Ростова-на-Дону, Ермаку — для Новочеркасска, императрице Екатерине II — для Екатеринодара, Минину — для Нижнего Новгорода и многие др. Кроме того, М. изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского в Суздале и занимался по заказам Морского ведомства исполнением фигур для носовых частей различных судов. Он пользовался также известностью как иллюстратор литературных произведений и в молодости — как остроумный карикатурист.

Из его многочисленных рисунков, воспроизведения которых появлялись в различных периодических изданиях и отчасти отдельными листами, особенно удачными следует признать иллюстрации к "Вию" Гоголя и к "Кобзарю" Т. Шевченко (в 1896 г., 3 вып., СПб.). В конце 70-х гг. он издавал — сперва в компании с Гиероглифовым, а потом один — иллюстрированный журнал "Пчела", в котором, равно как и позже в других изданиях, появилось несколько написанных им художественных статей и воспоминаний.

Умер в СПб. 19 января 1896 г. Скульптурные композиции М. свидетельствуют о живости и находчивости его фантазии, о понимании им условий живописности и вообще о значительности его дарования, но они грешат излишней погоней за эффектностью, недостатком стройной гармонии между частями и отсутствием простоты и благородного величия, необходимых в каждом монументальном произведении.

В своих иллюстрациях М. является оригинальным, весьма изобретательным художником, бойко владеющим кистью, пером и карандашом, но не особенно сильным в рисунке и жертвующим правдой для достижения желаемого эффекта.

А. С—в. {Брокгауз} Микешин, Михаил Осипович (дополнение к статье) — живописец, рисовальщик и соорудитель скульптурных монументов; умер в 1896 г. {Брокгауз} Микешин, Михаил Осипович (Mikechine), ученик И. А. Х. Получил 1-ю золот. мед. в 1858. Сделан академиком в 1869; награвировал карандашн. манерою офорт, представляющий Александра Конст. Бруни, читающего отчет: "6 Апреля 1874. № 1. Миша М". Им нарисованы четыре литографии для издания Дациаро: "Croquis russes", именно: № 17—20, с подписью: "М. Микешин 1853". {Ровинский}