Михайлов-Стоян Константин Иванович

(наст. фам. Стоян; псевд. Михайлов и Светлов-Стоян) [25.3(6.4). 1853 (в нек-рых источ. 1850 и 1851), с. Большой Буялык Херсон. губ., ныне г. Петровка Одесской обл. (в нек-рых источ. г. Бердянск Таврич. губ., ныне Запорож. обл.) — 13(26).6.1914, София (Болгария)] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), режиссер, педагог, муз.-общ. деятель.

Род. в многодетной семье выходцев из Болгарии.

По окончании Одесской гимназии преподавал арифметику в Елизаветграде и Евпатории.

С 1881 жил в Симферополе, где работал в оперетте сначала хористом, затем выступал в ведущих партиях.

С 1879 обучался пению в Петерб. конс. (кл. В. Самуся).

Через год с большим успехом выступал в различных провинциальных труппах.

В 1882—86, певец и актер укр. трупп М. Кропивницкого и М. Старицкого (в т. ч. в Ростове-н/Д, 1884), а также артист оперетты в Саратове.

В 1888—90 и 1897—98 солист моск. Большого т-ра. В 1890—93 выступал в "Товариществе оперных артистов" И. Прянишникова в Москве и Киеве (1891). В нач. 1890-х гг. совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у М. Петца и Гва-данини.

В 1893—94 солист петерб.

Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Финна и Ленского), с 1894 пел на оперных сценах Одессы, Киева, Саратова, Казани.

В 1897 организовал оперное товарищество, с к-рым выступал в Витебске, Керчи, Смоленске.

Гастролировал в Болгарии (1899); Саратове (1900), Казани (1900) и Риге (1903). Обладал красивым сильным голосом.

Проявил комич. дарование в характерных партиях. 1-й исп. партий: в Ростове-н/Д — Андрея ("Запорожец за Дунаем"); в Киеве — Владимира Игоревича ("Князь Игорь"). Лучшие партии: Паисий, Школьный учитель ("Черевички"), Мисаил, Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Герман ("Пиковая дама"), Ленский (П. Чайковский дал высокую оценку его исп. этой партии), Трике; Тамино, Фауст ("Фауст"), Альфред ("Травиата"), Канио, Тангейзер.

Др. партии: Синодал, Вагоа, Вася, Ерошка, Княжой дурак, Дефорж, Левко ("Майская ночь"); Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Герцог ("Риголетто"), Манрико ("Трубадур"), Радамес, Канио, Арлекин, Турриду, Рембо, Йонтек.

Партнеры: А. Антоновский, В. Грицай, А. Пасхалова, И. Прянишников, И. Тартаков, М. Эйхен-вальд. Пел п/у И. Прибика.

М.-С. был собирателем и пропагандистом рус. нар. песен и песенного творчества славянских народов.

В Москве принимал участие в концертах муз.-этнографич. комиссий, в к-рых замечательно исп. нар. песни. Конц. репертуар включал также романсы рус. композиторов, в т. ч. П. Чайковского ("Отчего", п/у автора, 1891). Последнее выступление певца в России состоялось в 1904 в Петербурге на "Вечере современной музыки". Вел пед. работу в Вильно, Ростове-н/Д (был директором Муз. уч-ща). С 1907 жил в Софии, где по поручению рук. Муз. союза составил проект организации оперного т-ра. (В 1890-х гг. идея создания болгарского нац. оперного т-ра была поддержана А. Чеховым, с к-рым певца связывали дружественные отношения.) В 1908 совместно с Д. Козаковым организовал товарищество "Оперная дружба", где до конца жизни работал певцом, режиссером и директором.

В 1921 на основе этого товарищества была создана Нар. опера. Впервые поставил в Болгарии рус. классические оперы (в т. ч. "Демон" А. Рубинштейна и "Русалку" А. Даргомыжского), а также ряд опер нац. и зарубеж. композиторов.

Записывался на грампластинки (14 произв.) в Петербурге ("В. М. Ребиков", 1903, 1904). Соч.: Исповедь тенора.

Т. 1—2. — M., 1895—1896; Генезис, анализ и метод естественного пения. Руководство к быстрому достижению правильного и хорошего пения. — М., 1898 (5-е изд., испр., перераб. и доп., под загл.: Законы вокальности.

Опыт построения первого обосновывающего теоретического и практического метода пения на основе генезиса звука, анализа хорошего пения и способа естественного звукосозидания.

Популярное изложение. — М., 1912); Наш театр и его нужды. — М., 1901; Два гения — две сестры.

К 100-летнему юбилею М. И. Глинки. — СПб., 1904; Глинка и Пушкин в "Руслане и Людмиле" (История пророчества в "Руслане и Людмиле"). 4-е изд. под загл.: "Судьба России в "Руслане и Людмиле". (Пророчество и история в "Руслане и Людмиле"). — СПб., 1905; Наши народные песни и законы вокальности в их колыбели и общественной жизни. — Минск, 1912; По въпроса за основянето на българска народна опера. — София, 1907. Лит.: Яpон С. Г. Воспоминания о театре (1867—1887). — Киев. 1898. С. 355—356; Михайлов-Стоян. (Некролог) // Музыка. 1914. № 1. С. 10; Державин К. Н. Болгарский театр: Очерк истории. — М.; Л., 1950. С. 245—246; Чехов А. П. Поли. собр. соч. и писем в 30 т. — М., 1978. Т. 6. С. 119.