Микитенко Иван Кондратьевич

[1897—] — современный украинский пролетарский прозаик и драматург.

Член КП(б)У, активнейший борец за пролетарскую литературу.

Был одним из организаторов и деятелей ВУСПП, ВОАПП, МОРПЛ, членом ВУЦИК. Член президиума Оргкомитета союза писателей.

Род. в местечке Ровном (на Зиновьевщине) в середняцкой крестьянской семье, окончил военно-фельдшерскую школу и Харьковский мединститут.

В империалистическую войну был на фронте, после Февральской революции активно работал в революционных полковых комитетах.

Начал писать в 1920 революционные пьесы-агитки и стихи. В своих ранних произведениях [1923—1924, 1925] — пьесках, инсценировках, частушках, фельетонах, очерках и стихах — М. клеймит все старое, отжившее, классово враждебное, он полон глубокой веры в победу революции.

На раннем этапе своего творчества М. ограничивается сельской тематикой, особенно большое внимание уделяя вопросам классовой борьбы на селе. Показ этой борьбы дан в большой поэме "Огні", где в лице Олени выявлен образ женщины, активной участницы революции.

В пьесах "На родючій землі", "Iду" (написанных в 1925). выступают две борющиеся силы — коллектив, коммуна, и мир старый в лице кулаков Булки, Ступи и ряда подкулачников.

Идейная направленность этих пьес — борьба за середняка, за культурные силы (в лице интеллигента — агронома Родиона).

Невзирая на все козни классового врага — кулака, новое все же побеждает.

Любимые герои ранних пьес-агиток и стихов М. — сельские бедняки, являющиеся опорой пролетариата в его борьбе за социализм; к ним он апеллировал в своих страстных призывах к борьбе за коллективную жизнь. Следует отметить, что ранние произведения Микитенко содержат элементы крайнего схематизма, но своей актуальностью, классовой целеустремленностью они все же сыграли положительную политически-воспитательную роль. К прозе М. перешел в 1924. В первом сборнике своих рассказов "На сонячних гонах" [1926] Микитенко продолжает развивать сельскую тематику.

В рассказах "Будні", "Нуник", "На сонячних гонах", "З горячих днів" писатель выявляет своеобразные формы классовой борьбы на селе. Он не только ставит, но и разрешает в классовом разрезе социальные проблемы, связанные с преодолением крестьянской косности и ограниченности.

С 1927 Микитенки переходит к разнообразной городской и отчасти рабочей тематике ("Брати"). Второй сборник его рассказов и новелл "Вуркогани" [1928], отличающийся четко выраженной социально-классовой устремленностью, показал, что писатель становится на путь пролетарского творчества.

М. выступает в качестве не пассивного наблюдателя, но активного пролетарского идеолога.

В своем рассказе "Брати" M. стремится показать, как крестьянин Никанор, близко знакомящийся с заводской жизнью, с рабочим коллективом на заводе, постепенно изживает свои консервативные взгляды на город, начинает верить в руководящую роль рабочего класса.

И в ряде других рассказов, где писатель показывает элементы новой психологии на селе ("Витяг з протоколу"), в повести о беспризорных ("Вуркогани"), в произведениях, вскрывающих противоречия между двумя лагерями провинциальной интеллигенции ("Антонів огонь", "Гангрена" и др.), выдвинуты проблемы, связанные с ведущей пролетарской идеологией.

Нельзя однако пройти мимо целого ряда недостатков в творчестве М.: если в "Братах", этюде "Над морем" еще заметны элементы сентиментализма ("Антонів огонь"), то в новелле "Homo sum" Микитенко явно сбивается на путь чрезмерного психологизма.

Ценными образцами пролетарского творчества (в прозе) реконструктивного периода является у М. "13 весна" — очерк о развернутой деятельности первой ячейки сплошной коллективизации на Украине (Баштанки на Николаевщине) и "Голуби мира" (литрепортаж).

Значительна роль М. в украинской пролетарской драматургии; его пьесы "Диктатура", "Кадри", "Справа чести" нанесли удар буржуазной и мелкобуржуазной драматургии.Они привлекли к себе внимание рабочего зрителя не только на Украине, они вошли в репертуар театров и других советских республик.

В пьесе "Диктатура" [1929] М. показывает ожесточенную классовую борьбу пролетарской диктатуры за хлеб. Он рисует бешеное сопротивление кулачества всем мероприятиям советской власти на селе. Основное достоинство пьесы в том, что конкретные факты борьбы за хлеб социально обобщаются и вырастают в проблему роли рабочего класса как гегемона в классовой борьбе, в строительстве социализма.

Выделяя роль бедноты в деревне, Микитенко не сумел создать выдержанный тип бедняка.

Пьеса "Кадри" показывает творческий рост М. Актуальность темы, высокая художественность, активное большевистское отношение автора к поставленной проблеме обеспечили ей небывалый успех. М. первый в украинской художественной литературе поставил проблему подготовки кадров, проблему борьбы за эти кадры. Герои пьесы — пролетарское студенчество восстановительного периода.

Есть в пьесе и промахи; дав в "Кадрах" картины классовой борьбы рабочей и бедняцкой молодежи села в вузе, выявив дифференциацию научных сил, М. не избежал схематичности: вуз показан как бы оторванным от пролетарской общественности.

Для пьесы "Справа чести" — на тему о борьбе за уголь в Донбассе — характерны: показ интернациональной солидарности мирового пролетариата в борьбе за СССР, разработка проблемы овладения техникой в связи со сложным диалектическим процессом перевоспитания человека.

Слабо очерчены помзавшахты Штандаренко и правый оппортунист Мохов. Одно из самых последних произведений Микитенко — пьеса "Девушки нашей страны". Пьеса дает ряд эпизодов из жизни и борьбы комсомольской бригады ударников.

Основная идея пьесы — торжество коллективного начала над узкоиндивидуалистическим.

К недостаткам ее следует отнести чрезмерную эпизодичность событий, схематизм в обрисовке персонажей.

Особенность пьесы — ее революционно-романтическая направленность.

В творчестве Микитенко реализм сплетается с романтизмом, проявляющимся нередко в трактовке сюжета и принимающим иногда сентиментальную окраску.

Писатель, тесно связанный с социальной действительностью, чутко реагирующий на обострение классовой борьбы, в основном придерживается реалистической манеры изображения персонажей и выявления художественных образов.

Он культивирует краткий сжатый диалог, усиливающий динамичность произведения, — диалог, непосредственно вырастающий из социальной ситуации и способствующий дальнейшему ее развитию.

Язык персонажей М. выразителен, социально дифференцирован, отражает языковые особенности, характерные для различных изображаемых писателем социальных слоев. В целом творческий путь М. — путь борьбы за пролетарское искусство.

Библиография: I. Твори, т. І, ДВОУ, 1932. На русский яз. переведены: Уркаганы, Сб. рассказов, перев. Э. Г. Григорьева, Харьков, 1929; То же, М. — Л., 1931; Голуби мира, Поездка за границу, перев. П. Зенкевича, Гиз, М. — Л., 1930; То же, изд. "Советская литература", М., 1933; Девушки нашей страны, Пьеса, перев. П. Зенкевича, изд. Культкабинета Госдрамы, Л., 1932; То же, ГИХЛ, М. — Л., 1933. II. Коpяк В., Українська література, Конспект ДВУ, Харків, 1928; Щупак С., Критика и проза, ДВОУ, 1930; Ткаченко Г., Кадри, "Життя и революция"; Бригада критики: Гаповий М., Ткаченко І., Чернець Л., Юрченко I., "Справа чести", "Критика", 1932, № 1—2; Щупак С., На рельсах пролетарского творчества, Вступ. ст. к русскому перев. "Уркаганов". III. Лейтес А., Яшек М., Десять років українськой літератури, Харків, 1931. M. Малашенко. {Лит. энц.}