Минаев Дмитрий Дмитриевич

(1835—1889) — известный поэт, симбирский уроженец.

Учился в дворянском полку, служил в 50-х гг. в симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. М. писал стихи еще на школьной скамье; в печати они стали появляться с 1857 г., в "Иллюстрации", "Сыне Отечества", "Русском Мире", "Русском Слове", "Современнике", "Деле", "Отечественных Записках" и др. М. один из плодовитейших наших поэтов.

Его версификаторская способность давала ему возможность не только сочинять длинные стихотворения без помарок, но и сыпать в беседе экспромтами и колкими эпиграммами.

Чрезвычайно обширна переводческая деятельность М. Есть его переводы Байрона ("Дон-Жуан", "Чайльд Гарольд", "Беппо", "Манфред", "Тьма" и др.; вошли в изданное Гербелем "Собрание сочинений" Байрона), Марло ("Фауст", в "Деле", 1870), Гете, Ал. Виньи ("Потоп", в "Отечественных Записках", 1869, № 2 и в сборнике "На перепутье"), Т. Мура, Мольера ("Ученые женщины", "Вестник Европы", 1874, № 12), Гейне, Лонгфелло, Данте ("Божественная комедия", СПб., 1874—79), Леопарди и др. Всегда безукоризненные по форме, эти переводы очень редко, однако верно воспроизводят оригинал.

М. знал только французский язык, а произведения английских, немецких, итальянских и др. поэтов перекладывал в стихи с подстрочного прозаического перевода; если последний был точен, то перевод М. часто бывал образцовым.

Таковы, например, некоторые места "Чайльд Гарольда", особенно же — его "Прощание", которое Орест Миллер находил лучшим из существующих переводов на русский язык. С основанием в 1859 г. "Искры" М. выступил, под псевдонимом Обличительный поэт, в качестве сатирика-юмориста.

Остроумие и блестящая структура стиха создали очень скоро М. большую известность, хотя сатира его лишена всякой глубины.

М. искренне считал себя "либералом" и даже радикалом, но в сущности его трудно было бы причислить к какому-либо лагерю.

По крайне неуравновешенной натуре, он не мог составить себе прочного мировоззрения и хлестал сатирическим бичом направо и налево, не разбирая врагов и друзей.

Успех имели также его грубоватые фельетоны в "Русском Слове" (за подписью Темный человек), "Деле" (Аноним) и "Молве" Полетики (М. Д.). В 1862 г. М. редактировал журнал "Гудок". С начала 70-х гг. он помещал фельетоны и стихотворения в "Петербургской Газете" (Майор Бурбонов и Общий друг). В юмористику М. ввел манеру писать изощренно-звучными, часто искусственно составленными ("минаевскими") рифмами.

В "Русском Слове" и "Деле" М. неоднократно выступал в качестве критика, но выказал при этом только бойкость полемиста.

Он напечатал также книжку "В. Г. Белинский" (СПб., 1860, за псевдонимом Д. Свияжский).

Драматические произведения М. мало сценичны и в репертуаре не удержались.

Таковы: "Либерал", комедия ("Отечественные Записки", 1870 и в сборнике "На перепутье"); "Спетая песня, или Разоренное гнездо", комедия (СПб., 1875; удостоена Демидовской премии); "Теплое гнездышко", комедия (СПб., 1882); "Кассир", комедия (СПб., 1883; вместе с С. Н. Худековым).

В литературных кружках симпатиями М. не пользовался, что зависело от его тяжелого характера.

Раздражительность его увеличивалась еще более от крайнего пристрастия к спиртным напиткам.

Из произведений М. изданы отдельно: "Перепевы" (СПб., 1859), "Проказы черта на железной дороге", юмористическая поэма (СПб., 1862), "Евгений Онегин", роман в стихах, сокращенный и исправленный по статьям новейших лжереалистов (СПб., 1863; 3 изд., 1877), "Думы и песни" (СПб., 1863—64, две части), "Здравия желаю!" (СПб., 1867), "В сумерках", сатиры и песни (СПб., 1867), "Песни и поэмы" (СПб., 1870), "На перепутье" (СПб., 1871), "Песни и сатиры" (СПб., 1878), "Демон. Сатирическая поэма. Сказки" (СПб., 1880), "Аргус", юмористический альбом (СПб., 1880), "Дедушкины вечера", русские сказки для детей (СПб., 1880), "Всем сестрам по серьгам" (СПб., 1881), "Людоеды, или Люди шестидесятых годов", роман в стихах (2 изд., СПб., 1881), "Не в бровь, а прямо в глаз" (СПб., 1882), "Новые новинки, сказки и картинки" (СПб., 1882; для детей) и др. В. К. {Брокгауз} Минаев, Дмитрий Дмитриевич — русский поэт (1835—1889). Относясь к евреям с большим сочувствием, М. перевел (между прочим с еврейского) ряд стихотворений на еврейские темы. Он также написал в стихах талмудическую легенду "Нахум Иш Гамзу". Меткий юморист, М. осмеивал склонность известного рода публицистов выставлять евреев виновниками всех русских бед; характерно его стихотворение "Отчего на Руси стала жизнь не легка?", напечатанное в 1880 г. в "Молве". Ср.: Систематический указатель литературы о евреях;

Нед. Хроника Восхода, 1889, № 28. {Евр. энц.} Минаев, Дмитрий Дмитриевич [1885—1880,] — поэт и переводчик.

Родился в Симбирске в дворянской семье. Учился в дворянском пансионе.

С 1857 начал заниматься исключительно литературной работой.

Его произведения печатались в "Искре", "Будильнике", "Гудке" (в 1862 редактировал его), "Русском слове", "Современнике", "Времени", "Отечественных записках", "Деле", "Петербургском листке", "Биржевых ведомостях", "Молве" и мн. др. изданиях.

Псевдонимы М. были исключительно обильны: Обличительный поэт, Темный человек, Дм. Свияжский, Майор Бурбонов, Литературное домино, Аноним, Общий друг, Перекати-поле, Гудонщик, Иван Кисточкин и мн. др. И в своей лирике, и в сатирической продукции М. является одним из самых характерных и популярных представителей радикальной городской мелкой буржуазии.

Попутчица революционной крестьянской демократии 60-х гг., эта прослойка мелкой буржуазии сохранила однако специфическую идеологию, защищала свои интересы, которые и привели ее позднее, после разгрома народничества, в лагерь буржуазного либерализма.

Творческий путь М. достаточно ярко отображает эту динамику его класса.

М. бесспорно сближает с Курочкиным, Ломаном и др. ряд общедемократических мотивов, издевки над сытыми барами, презрение к "переметным сумам", к шпионам правительства (например "Фискал", характерно приближающийся к "Господину Искариогову" В. Курочкина), сочувствие к угнетенным слоям общества и пр. Но уже в это время у М. обнаруживается ряд специфических особенностей, свойственных именно городскому радикалу.

У М. почти начисто отсутствуют напр. крестьянские образы, он свободен от каких бы то ни было увлечений революционным народничеством, мужик иногда противопоставляется прожигающему свою жизнь барину, но быт и сознание мужика интересуют М. очень мало. Все свое внимание М. отдает образам столичной бедноты, тематике города.

В этой среде он находит и своих героев — голодную женщину, кинувшуюся в воду ("Столица шумная в волненьи"), бедняков, мозолящих и мозг и руки, и свои лирические жанры ("Песня горемыки", "Песня пролетария" — последний не имеет никаких специальных черт рабочего, больше напоминает бедняка-разночинца).

На все лады высмеивая антиобщественную поэзию дворянства, М. деятельно участвует в том разрушении дворянской эстетики, которым руководил виднейший идеолог мелкобуржуазных радикалов.

Писарев (пародия М. на "Евгения Онегина" не случайно совпадает в ряде своих выпадов против Пушкина с критикой этой поэмы Писаревым).

В эту эпоху творчество Минаева несет значительную общественную функцию демократического протеста.

Но чем сильнее наносятся удары революционному народничеству, чем более растет индиферентизм буржуазии, в глубине своего сознания довольной реформами, тем быстрее тускнеет сатира М. К 1880 она окрашивается в либеральные тона. Вместе с Вейнбергом и Бурениным (позднее докатившимся до полного ренегатства) М. все чаще и чаще занимается лит-ой поденщиной: издевки над супружеским бытом, насмешки над городской думой, мелкая журнальная полемика приближают М. к той непритязательной продукции, к-рая в эту эпоху общественной реакции бытует на страницах "Осколков" и "Стрекозы". Этот путь М. от радикализма к либерализму отражается и в его поэтических жанрах.

Продукция этого чрезвычайно плодовитого писателя включает в себя малопримечательные фельетоны в прозе ["Дневник темного человека" в "Русском слове" и с "Невского берега"" в "Деле", критические статьи, комедии ("Либерал") и др.]. Однако главное внимание отдано М. поэзии.

Мы найдем у него, во-первых, гражданские по своему содержанию жанры поэмы ("Бедные жильцы") и короткого лирического стихотворения, близкого по темам к лирике Надсона.

В области сатиры ведущими жанрами стиля М. является стихотворная пародия на дворянских поэтов "чистого искусства", в особенности на Фета, и сатирические куплеты ("Деловые люди", "Хорошие люди") с обязательным рефреном, гибким ритмом и т. д. В 80-х годах среди его жанров все больше начинает играть роль фельетонное обозрение и различные мелкие жанры, например застольный экспромт, невзыскательные каламбуры, анекдоты и пр. Этим жанрам свойственна чрезвычайная бойкость стиха, мастерство рифмы (особенно комической: "харею-с — нотариус","Боткина — водки на"), часто играющее самодовлеющую роль жонглирования искусным приемом.

Перу Минаева принадлежат также многочисленные переводы как из классиков (Байрона, Данте, Мольера и др.), так и из тех западно-европейских поэтов, у которых М. находил близкие для себя социальные мотивы.

Так, из Бюргера он перевел стихотворение "Бедняку", из Баретт Браунинг — "Детский плач", из Барри Корнуэля — "Роковые контрасты" и т. п. Большой точностью переводы М. не отличаются.

Библиография: I. Перепевы, Стихотворения Обличительного поэта, СПб, 1859 (рец.: Добролюбов а — "Современник", 1860, VIII; "Светоч", 1860, I); Думы и песни и юмористические стихотворения Обличительного поэта (Темного человека), т. I, СПб, 1863 (рец.: "Современник", 1863, XI; "Отечественные записки", 1863, VIII; "Русское слово", 1863, IV), т. II, Петербург, 1864 (Л. Н. А., Современная русская сатирическая журналистика, "Биб-ка для чтения", 1865, III); Евгений Онегин нашего времени, Роман в стихах... Темного человека, СПб, 1863 (изд. 3-е, СПб, 1877); Здравия желаю! Стихотворения отставного майора Михаила Бурбонова, СПб, 1867; В сумерках, Сатиры и песни, СПб, 1868, (рец.: Салтыкова, "Отечественные записки", 1868, V); Разоренное гнездо, СПб, 1875; Чем хата богата, тем и рада. Песни и рифмы, СПб, 1880; Всем сестрам по серьгам, Юмористический сборник, СПб, 1881; Людоеды или люди шестидесятых годов, Роман в стихах, изд. 2-е, СПб, 1881; Не в бровь, а в глаз, Сб. эпиграмм, СПб, 1883 (изд. 2-е, СПб, 1898), ими. др. II. Полное собр. сочин. Н. Михайловского, т. II, СПб, 1907 (ст. "Из дневника и переписки Ивана Непомнящего"); Марков В., Навстречу, СПб, 1878; Державин Н., Король рифмы, "Исторический вестник", 1914, VII, VIII; Его же, На забытых могилах, "Исторический вестник", 1909, VI; Аверкиев Дм., Литературное шарлатанство (о переводах Байрона), "Эпоха", 1865, №2; Эвальд А. В., Воспоминания, "Исторический вестник", 1895, ХІІ; Мартьянов П. К., Дела и люди века, т. I, СПб, 1893 (cf. "Мои литературные знакомства"), т. III, СПб, 1896 (ст. "Кто виноват?"); Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, ГИХЛ, М., 1931. III. Языков Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. IX, М., 1905; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924. {Лит. энц.}