Минский Н.

псевд. Виленкина Н. М. {Венгеров} Минский, Н. [1855—] (псевдоним Николая Максимовича Виленкина) — поэт. Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1879. Один из организаторов и деятельных участников "Религиозно-философского общества". Под влиянием революции 1905 Минский предоставил имевшееся у него разрешение на издание газеты большевикам.

Однако, подписывая первую легальную большевистскую газету "Новая жизнь" в качестве редактора-издателя, фактического участия в редактировании ее, в особенности после приезда Ленина, М. не принимал (см. Воспоминания Л. Красина, М. Литвинова и др., "Новая жизнь", полный текст, Л., 1925). В связи с редактированием "Новой жизни" М. был привлечен к суду по обвинению в призыве к "ниспровержению существующего строя", арестован и эмигрировал за границу, где находится и по настоящее время. Лит-ая эволюция М. отражает путь части мелкобуржуазной интеллигенции, колебавшейся между реакцией и революцией, буржуазией и "народом", с очевидным перевесом в сторону первой.

М. начинает "гражданскими стихами", окрашенными в резко выраженные либерально-"народнические" тона. М. этого периода является типичным подражателем Некрасова.

Однако над мотивами "мести" в его поэзии преобладают мотивы "печали", бессилия, разочарования в народе и его силах, бездорожья.

Поэт слагает свои песни от имени "больного поколения", которое "не может найти в своем сердце злобы" и "полное сомнений и печали" "стоит на распутье, не зная пути". Эпитет "больной" — его излюбленный эпитет.

В этой болезненности уже содержатся элементы будущего декадентства М., — недаром одна из самых популярных гражданских "поэм" его "Белые ночи", написанная за два года до 1 марта 1881, была любимым произведением Бальмонта и Сологуба.

Разгром "Народной воли" и жестокая правительственная реакция 80-х гг. усугубляют кризис "народнической идеологии" М. В 1884 в киевской газ. "Заря" № 193 он печатает нашумевший фельетон "Старинный спор", в котором решительно выступает на стороне защитников чистого искусства.

В своем дальнейшем творчестве М. делается одним из самых воинствующих провозвестников антиобщественностй, индивидуализма, "самообожествления", "оргиазма", эротики, являясь первым по времени основоположником русской "новой поэзии" — декадентства, символизма.

М. создает полуфилософские, полурелигиозные "трактаты" — "При свете совести — мысли и мечты о цели жизни", "Религия будущего" — оригинальную метафизическую концепцию так наз. "мэонизма" (от греческого ??о? — несуществующее), представляющую характерный сплав пережитков народнических настроений (темы "совести", "жертвы") с идеями Ницше и причудливыми построениями восточной мистики. "Мэонизм" — религия небытия — сыграл весьма видную роль в развитии "новой поэзии", явившись, по меткому выражению Плеханова, "евангелием от декаданса" — своеобразной попыткой подвести теоретическую базу под комплекс настроений и чувств так наз. "старшего поколения" русских символистов (см. "Символизм"). Революционная волна 1905 на короткое время увлекла М.: он опубликовывает в "Новой жизни" стихотворный "Гимн рабочих", начинающийся словами "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Однако перед лицом разрастающейся революции М. начинает испытывать характерный буржуазный "страх за судьбу культуры" (это же чувство вселяет в него позднее и Октябрьская революция).

В драматической трилогии "Железный призрак", "Малый соблазн" и "Хаос", опубликованной им в 1909—1912, он выдвигает особую доктрину "социал-гуманизма", равноправного союза между "детьми Вулкана" и "детьми Прометея" — рабочими и старой, якобы бесклассовой, творческой, технической интеллигенцией.

Буржуазная природа социал-гуманистических идей М. до конца обнаружилась после Октябрьской революции, когда статьи М. на эту тему во французской прессе встретили самый сочувственный отклик со стороны одного из вождей французского соглашательства — Альбера Тома. Углубленная философская насыщенность стихов М. обеспечивает ему особое место в ряде других представителей русского символизма.

Но соответствующей поэтической формы выработать ему не удалось.

Это делает поэзию М. исторически-промежуточным явлением между поэтами восьмидесятниками и поэтическим творчеством так наз. "младших символистов" — Бальмонта, Брюсова, Блока, Андрея Белого.

Библиография: I. Полное собр. стихотв., изд. 4-е, 4 тт., СПб, 1907; При свете совести, изд. 2-е, СПб, 1897; Альма, Трагедия в 3 д., СПб, 1900; Религия будущего (Философские разговоры), СПб, 1905; На общественные темы, изд. 2-е, СПб, 1909; Малый соблазн, Пьеса в 4 д., СПб, 1912; От Данте к Блоку, Берлин, 1922; Кого ищешь?, Берлин, 1922; Из мрака к свету, Избранные стихотворения, Берлин, 1922; Автобиография, "Новая русская книга", Берлин, 1922, № 8. II. Шулятиков В., Этапы новейшей русской лирики, в сб. "Из истории новейшей русской литературы", М., 1910; Плеханов Г, В., О так называемых религиозных исканиях, Сочин., т. XVII, Гиз, М., 1924; Русская литература XX в., под ред. проф. С. А. Венгерова, т. I, изд. т-ва "Мир", М., 1914 [ст. ст. С. А. Венгерова, Г. Я. Полонского, Э. Л. Радлова; здесь же в т. II (М., 1915) полная библиография до 1914, сост. А. Г. Фоминым]. Д. Благой. {Лит. энц.}