Митрофан епископ Воронежский

(Михаил, в схиме Макарий) — святитель, епископ Воронежский. † 1703; память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря, 4/17 сентября, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых.

Родился 6 ноября 1623 года от благочестивых родителей, по свидетельству самого святителя.

До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи. Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом. В 1663 году, овдовев, принял монашество в Золотниковской Успенской пустыни Суздальского уезда. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным.

Однако богоугодная жизнь Митрофана не могла быть скрыта от окружающих.

Братия Яхромского Косминского монастыря в июне 1665 года избрала его своим игуменом.

Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители.

В 1675 году Митрофан был переведен игуменом Макариева Желтоводского монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами.

Освящена новая церковь в 1680 году. Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения.

На Соборе 1681—1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан. 2 апреля 1682 года патриарх Иоаким († 1690) и 16 иерархов хиротонисали его во епископа Воронежского.

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии.

За этот период ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Федора Алексеевича и в венчании на царство юных государей Ивана и Петра. В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж.

Трудный путь предстояло пройти ему в этой епархии.

Население края было разнородным.

Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний.

Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты.

Монастыри также находились в запущенном состоянии.

Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем власти архипастырской.

Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии.

Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае; привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол, или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан в первую очередь обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью — о величии и святости пастырского служения.

В течение двадцати лет трудился святитель на Воронежской кафедре.

Главная забота его заключалась в пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. Святитель Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим совершавшим свое служение; с любовью и милосердием вспахивал он ниву сердец человеческих, чтобы посеять в них спасительные семена слова Божия. Лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам. С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности.

Из-за ветхости архиерейского дома святитель первое время вынужден был жить на постоялом дворе. Епархиальные средства были очень скудны, и святитель не мог не только оказывать милостыню нуждавшимся, но и сам находился в очень стесненных обстоятельствах, и все обитатели его архиерейского дома терпели нужду. Одной из первых забот святителя Митрофана было построение нового кафедрального собора.

С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и в 1692 году освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Великих трудов стоило это строительство святителю.

Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его, как свое детище.

Его любовь к храмоздательству передалась и пастве.

За время его святительства в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239. Много пришлось потрудиться святителю для упорядочения монастырской жизни, чтобы поставить монастыри на ту высоту, которая отвечала бы их назначению.

Чтобы достигнуть успеха в этом важном деле, епископ Митрофан прибегал к разным мерам: одних он увещевал, других же за особые проступки наказывал по всей справедливости, не оказывая им снисхождения.

Столь же строго и справедливо относился святитель и к духовенству своей епархии.

Пламеневший духом пастырской ревности, он стремился зажечь ее огонь и в сердцах подчиненных ему пастырей, говоря, что "простец согрешивший за свою едину душу ответ дает Богу, а иерей — за многих паствы своея". "Молением" и "наказанием" боролся святитель с недугами, которыми болели воронежские пастыри.

Недостойных служителей он даже лишал сана, чтобы не была поругаема благодать Божия. Строго относившийся к порокам священно- и церковнослужителей, святитель был отзывчив к их нуждам.

Забитое и бесправное духовенство Воронежской епархии находило в своем епископе усердного и могущественного защитника.

Святителю пришлось вести упорную и тяжелую борьбу с нравственными нестроениями, которые изобиловали среди его своевольной паствы.

Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение Церкви основу семьи — брак. Много забот доставляли епископу Митрофану раскольники, старообрядцы, населявшие его епархию и соблазнявшие к отступлению от Православной Церкви его пасомых.

Святитель Митрофан поступал с раскольниками по суровым законам того времени, отсылая противников Церкви к "градскому суду". Но этим он не ограничивался.

Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам поучать непрестанно в храмах и сам усердно произносил проповеди.

По разным селам Воронежской епархии при святителе Митрофане возникли школы. Таким образом, для новоучрежденной Воронежской епархии деятельность святителя Митрофана была истинным благословением Божиим.

Под его мудрым управлением все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благотные перемены.

Монахи, белое духовенство и миряне — все одинаково были дороги святителю, о всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому руководству.

Особо следует остановиться на отношениях между епископом Митрофаном и царем Петром I. Святитель Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану, как бы в награду за участие в этой победе, именоваться епископом Воронежским и "Азовским". Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других.

Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии.

При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал на богослужениях.

При таком расположении к царю святитель Митрофан сохранил твердость и величие духа, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы.

В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил епископа Митрофана к себе во дворец.

Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но, войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться.

Но святитель сказал: "Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец". В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя.

Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи.

На другой день святитель Митрофан явился во дворец благодарить государя.

Среди постоянных подвигов епископского служения святитель Митрофан приблизился ко гробу. Без печали оставлял святитель этот мир, не скорбел он о разлуке с земными радостями и утехами, которых мало было в его подвижнической жизни. Он не собирал сокровищ на земле. В своей келейной жизни он был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью.

Пищу употреблял самую простую, одевался также просто.

Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благотворения.

После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые.

Он писал в своем завещании: "А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной". Любимою и постоянною мыслью святителя была мысль о смерти.

Память смертная как верный страж охраняла сердце святителя от привязанности к временному и тленному, вселяла в него надежду вечного.

Этой же постоянной мыслью о смерти объясняется и трогательная черта в жизни святителя — его заботливость о поминовении всех умерших безвестною и горькою смертью, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности на свое поминовение.

В августе 1703 года святитель Митрофан заболел и, чувствуя, что болезнь его смертельная, начал готовиться к кончине.

Он несколько раз принял таинство Елеосвящения, усилил свои заботы о нуждающихся, посылал щедрую милостыню в тюрьмы, помогал ссыльным и иноземцам, прощал оброки. 10 августа 1703 года он принял схиму с именем Макария, в честь преподобного Макария Желтоводского († 1444; память 25 июля/7 августа).

Сделав все распоряжения и приготовления к смерти, 23 ноября 1703 года святитель мирно отошел ко Господу.

Погребен в Благовещенском кафедральном соборе на 12-й день после кончины.

На погребении святителя присутствовал царь Петр. По окончании отпевания сам царь нес гроб святителя и опускал его в могилу.

Своим приближенным он сказал: "Не осталось у меня такого святого старца". За несколько лет до кончины святитель Митрофан составил духовное завещание, в котором дает пастырские наставления для всех христиан: "Употреби труд, храни мерность — богат будеши.

Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши.

Твори благо, бегай злаго — спасен будеши". Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 годах). И каждый раз было засвидетельствовано нетление тела святителя Митрофана.

С этого времени началось благоговейное почитание святителя Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы.

В 1831 году были открыты мощи святителя и совершено прославление его в лике святых.

В 1836 году при кафедральном Благовещенском соборе в Воронеже по случаю обретения мощей святителя Митрофана был основан Благовещенский Митрофаниев монастырь.

Второе обретение мощей святителя Митрофана было совершено в 1989 году, а в 1998 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было установлено особое празднование второму обретению его мощей 4/17 сентября.

Ныне мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском соборе Воронежа.

Труды: Духовное завещание // Духовное завещание святителя Митрофана, епископа Воронежского // Воронежская старина. — Воронеж, 1902— 1916; 1903. — Вып. 3, с. I-IV, 188—219. Литература: Едлинский М. Е., священник.

Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 3-е изд. — СПб., 1903. — Т. 3, с. 167—176. Введенский С. Н. Святитель Митрофан Воронежский как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. — Воронеж, 1904. Введенский С. Н. Два эпизода для характеристики нравов в Воронежской епархии при святителе Митрофане (1682—1703). — Воронеж, 1903. Введенский С. Н. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при святителе Митрофане. — Воронеж, 1903. Введенский С. Н. Васька Желтовский: Эпизод из истории раскола в Воронежском крае при святителе Митрофане // Памятная книжка Воронежской губернии на 1904 г. — Воронеж, 1904. — Отд. 3, с. 183—190. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. — Казань, 1913, с. 111. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 576, 600—604, прим. 27. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905, с. 30, 31, 32. Савва (Тихомиров), архиепископ.

Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911. — Т. 4, с. 163. Булгаков С. В. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви: в 5 вып. — Харьков, 1897, вып. 3, 4, с. 199. Макарий (Миролюбов), иеромонах.

Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. — М., 1850, с. 64. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Житие святого Митрофана, епископа Воронежского. — СПб., 1904. Соколов Н. Святые земли русской.

К двухсотлетию годовщины со дня кончины святителя Митрофана Воронежского. — СПб., 1903. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1398. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 102, 172, 173, 329, 463. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903. — С.176—178. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской иерархии: в 7 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 23, 27. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 683, 711, 837, 857. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 161—164. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 688, 787. Описание Макариева Унженского Костромского епархиального мужского монастыря. — М., 1835, с. 59, 60. Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII—XIX столетиях. — М., 1913, с. 85. Житие Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца. — Киев. Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца и сказание о обретении и открытии честных его мощей. — 13-е изд. — М., 1896. Митрофан, святитель Воронежский, чудотворец. — СПб., 1911. Митрофан, святитель, 1-й епископ Воронежский.

Очерк жизни и деятельности к 200-летию со дня кончины святителя. — Воронеж, 1904. Похвальное слово святому Митрофану, первому епископу Воронежскому и чудотворцу. — Воронеж, 1903. Сергий (Спасский), архиепископ.

Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 44, 67. Церковный вестник. — СПб., 1891, № 33, с. 517. — 1903, №47. Православный собеседник. — Казань, 1907, сентябрь, с. 394. Русский паломник. — 1911, № 33, с. 522. Богословский вестник. — Сергиев Посад, 1897, отд. 5, с. 1—2; март, с. 229. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1903. № 39, с. 1481—1487; № 46, с. 1775—1780; № 47, с. 1819—1823. Душеполезное чтение. — М., 1897. — Ч. 2, с. 530. Исторический вестник. — СПб., 1885, октябрь, с. 92. — 1894, июль, с. 220. — 1900, январь, с. 56—57. Известия по Казанской епархии. — 1885, № 7, с. 145. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1887, июль, с. 1, 2. — 1904, апрель, с. 218. Рассказы и анекдоты про Петра Великого // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 3, с. 382—383. Русский архив. — М., 1895. — Кн. 1, № 2, с. 195—196. — 1903. — Кн. 1, № 4, с. 539. Журнал Московской Патриархии. — М., 1953, № 10, с. 22—27. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912. — Т. 6, с. 81. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 13, с. 230. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 836. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 552; т. 2, с. 1574, 1575. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 19 (кн. 37), с. 472. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 61. Минея ноябрь. — М., 1981. — Ч. 2, с. 264—266. Каган М. Д. Митрофан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 354—357.