Моисей архиепископ Рязанский

(Максим) — архиепископ Рязанский и Муромский.

До пострига носил имя Максим и был протопопом Благовещенского собора Московского Кремля (1618— 1635). Будучи духовником царя Михаила Федоровича, Максим венчал его первым и вторым браком в Успенском соборе и был за свадебным столом.

Крестил царевну Ирину Михайловну и царевича Алексея Михайловича.

Максим, как старший член причта Благовещенского собора, пользовался доходами с вотчин, пожалованных собору царской грамотой, получал ценные подарки и деньги от царя и царицы.

Два его сына находились на царской службе.

Перед пострижением в монахи, в 1634 году, Максим удалился в Новгород, куда царица послала ему жалованье — "зуф (восточную шерстяную материю) маков цвет мерою девятнадцать аршин без чети". В своем письме, посланном 26 февраля 1634 года, царица Евдокия Лукьяновна просит Максима "отписать подлинно... сколько в Новеграде и в новгородских местех чудотворных мест и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен". Требуемую справку в Москву привез сын Максима Ананий 23 мая 1634 года вместе с отпиской Максима, в которой он благодарит царицу за жалованье, выражает радость по поводу государской милости и свое желание поклониться московским чудотворцам, получить прощение у гроба патриарха Филарета и "ваши б государские пресветлые очи видети". Составляя свою "роспись" новгородских святынь, Максим прежде всего говорит о необходимости обратиться к литературному источнику — житиям святых: "И те чудеса их подлинно объявлены в писании жития их. И будет, государыня, повелишь списати тех чудотворцов жития с чудесами их подлинно, и яз, государыня, тотчас велю списати с житиями и чудеса тех новгородских чудотворцев, которым житья и чудес у вас, государей, не сыщутца". В 1635 году был пострижен в монахи и состоял иеромонахом Троице-Сергиева монастыря. 10 января 1638 года хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа.

Принимал участие в венчании на царство царя Алексея Михайловича.

В 1642 году участвовал в избрании патриарха Иосифа († 1652). В 1649 году участвовал в хиротонии архимандрита Никона (будущего патриарха Московского и всея Руси, 11681) в митрополита Новгородского и Великолуцкого.

Скончался 15 февраля 1651 года. Погребен в Троице-Сергиевом монастыре в Успенском соборе.

В 1681 году на вкладные деньги архиепископа Моисея расписаны внутренние стены Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре.

Литература: Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. — М., 1890, ч. 2, с. 17. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1411. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 178—191. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 415. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 36. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 2, с. 278. Архимандрит Леонид, настоятель Троице-Сергиевой лавры. — СПб., 1881, с. 39. Каган М. Д. Максим // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 323—326.