Мясковский Николай Яковлевич

род. 20 апр. 1881 в Ново-Георгиевске Варшавской губ., ум. 8 авг. 1950 в Москве.

Композитор.

Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). В 1893—1899 обучался в Нижегородском и Петерб. кадетском корпусах.

В 1902 окончил Петерб. военно-инженерное училище.

В детстве учился игре на скр. и ф-п. В 1903 занимался по гармонии у Р. М. Глиэра, в 1903—1906 по теории музыки у И. И. Крыжановского.

В 1911 окончил Петерб. конс. по кл. композиции А. К. Лядова и по кл. инструментовки Н. А. Римского-Корсакова.

В 1914—1918 в армии. С 1918 жил в Москве.

В 1919—1923 один из организаторов муз. отдела Наркомпроса, муз. сектора Госиздата, "Коллектива московских композиторов". В 1932—1948 член оргкомитета Союза композиторов СССР. С 1939 член худож. совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР. В 1940—1951 член редколлегии журн. "СМ". С 1921 проф. Моск. конс. С 1911 выступал как муз. критик.

Автор рецензий, нотографических заметок о произведениях композиторов XX в., "Автобиографических заметок о творческом пути" ("СМ", 1936, № 6). Гос. премии СССР (1941, янв. 1946, июнь 1946, 1950, 1951). Соч.: для солистов, хора и симф. оpк. — поэма-кантата Киров с нами (к XXV годовщине Октябрьской революции, сл. Н. Тихонова, 1942); для солиста, хора и симф. орк. — Кантата-ноктюрн Кремль ночью (к XXX-летию Октября, сл. С. Васильева, 1947); для симф. орк. — 27 симфоний: I (1908, 2-я ред. 1921), II (1911), III (1914), IV (1918), V (1918), VI (по желанию — с хором, 1923, 2-я ред. 1947), VII (1922), VIII (1925), IX (1927), X (по гравюре А. Бенуа "Медный всадник" и по поэме А. Пушкина, 1927), XI (1932), XII (к 15-й годовщине Октября, 1932), XIII (1933), XIV (1933), XV (1934), XVI (1936), XVII (1937), XVIII (к 20-летию Октябрьской революции, 1937), XIX (к 21-й годовщине Красной Армии, для дух. орк., 1939), XX (1940), XXI (1940), XXII (симфония-баллада, 1941), XXIII (симфония-сюита на темы песен и танцев народов Сев. Кавказа, 1941), XXIV (1943), XXV (1946), XXVI (на древнерус. темы, 1948), XXVII (1949), увертюры: I (1909, 2-я ред. 1949), Приветственная (1939), Патетическая (к 30-летию Советской Армии, 1947), притча Молчание (по Э. По, 1910), Симфониетта (1911, 2-я ред. 1943), поэма Аластор (по П. Шелли, 1913), Серенада (1929), Прелюдия и фугетта на имя Сараджев (1934), Звенья (6 набросков, 1944), Славянская рапсодия (увертюра-фантазия на старославянские темы, 1946), Дивертисмент (1948); для скр. и симф. оpк. — Концерт (1938); для влч. и симф. оpк. — Концерт (1944); для струн. оpк. — симфониетты: I (1929), II (1946), Две пьесы (из Девятнадцатой симфонии, 1945); для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струн. оpк. — Лирическое концертино (1929); для дух. оpк. — марши: Торжественный (1930), Драматический 1930), Героический (1941), Веселый (1941)), Драматическая увертюра (1942); для 2 скр., альта и влч. — 13 квартетов: I (1930), II (1930), III (1910, 2-я ред. 1930), IV (1910, 2-я ред. 1937), V (1939), VI (1940), VII (1941), VIII (1942), IX (1943), X (1907, 2-я ред. 1945), XI (Воспоминания, 1945), XII (1947), XIII (1949); для скр. и ф-п. — Соната (1947); для влч. и ф-п. — сонаты: I (1911, 2-я ред. 1930), II (1948); для ф-п. — сонаты: I (1909), II (1912), III (1920, 2-я ред. 1939), IV (1925, 2-я ред. 1946), V (по старым эскизам, 1907—1908, 2-я ред. 1917, 3-я ред. 1944), VI (по старым эскизам, 1908, 2-я ред. 1944), VII (1949), VIII (1949), IX 0949), ок. 100 пьес, частично вошедших (после доп. редакции) в сб.: Причуды (6 набросков, 1917—1922), Воспоминания (6 пьес, 1927), Пожелтевшие страницы (6 незатейливых вещиц, 1928), Простые вариации (лирическая сюита, 1937), Десять очень легких пьес (1938), Четыре легкие пьесы в полифоническом роде (1938), Стилизации (9 пьес в форме старых танцев, 1946), Из прошлого (6 импровизаций, 1946), Полифонические наброски (2 тетр., 1948); для хора и ф-п. — Три массовые песни-марши (сл. Н. Асеева, И. Френкеля, И. Строганова, 1931), Ленинская (сл. А. Суркова, 1932), Песня о Карле Марксе (сл. С. Кирсанова, 1932), Три военно-комсомольские песни (сл. В. Винникова, С. Острового, А. Суркова, 1934); для голоса и ф-п. — циклы: Размышления (сл. Е. Баратынского, 1907), Из юношеских лет (сл. К. Бальмонта, 1903—1906, сост. сб. и ред. 1945), На грани (сл. З. Гиппиус, 1904—1908, сост. 1946), Из З. Гиппиус (1905—1908), сюита Мадригал (сл. К. Бальмонта, 1908—1909), Три наброска (сл. Вяч. Иванова, 1908), Предчувствия (6 набросков, сл. З. Гиппиус, 1913—1914), Шесть стихотворений А. Блока (1921), На склоне дня (сл. Ф. Тютчева, 1922), Венок поблекший (сл. А. Дельвига, 1925), Двенадцать романсов (сл. М. Лермонтова, 1935—1936), Три наброска (сл. С. Щипачева и Л. Квитко, 1938), Из лирики Степана Щипачева (1940), Тетрадь лирики (сл. М. Мендельсон и Р. Бернса в пер. М. Мендельсон, 1946), За многие годы (сл. разных поэтов, 1901—1936, сост. сб. 1950); романсы на сл. В. Шекспира, А. Фета, А. К. Толстого, А. Майкова, Н. Помяловского, В. Брюсова, Джамбула, А. Ерикеева, Л. Мельшина и др.; для хора — Ковыль (сл. К. Бальмонта, 1909), Слава советским пилотам (сл. А. Суркова, 1934); песни на сл. А. Безыменского, М. Светлова, В. Винникова, Ю. Зельвенского, В. Лебедева-Кумача; перелож. соч. Ф. Э. Баха, М. Мусоргского, А. Бородина, С. Прокофьева, М. Штейнберга, Д. Мелких.

Мясковский, Николай Яковлевич (род. 20.IV.1881 в крепости Новогеоргиевск, близ Варшавы, ум. 8.VIII.1950 в Москве) — сов. композитор, педагог, муз. деятель.

Детство провел в Оренбурге, Казани, Ниж. Новгороде.

В 1895 переехал с семьей в Петербург, где в 1902 оконч. Военно-инженерное училище.

Первоначальное муз. образование (уроки фп., скр.) домашнее.

Первые опыты сочинения музыки датируются 1896—98 гг. В 1903 во время пребывания в Москве занимался гармонией с Р. Глиэром, с конца 1903 по 1906 — теорией музыки с И. Крыжановским.

В 1906 поступил в Петербургскую консерваторию, где был учеником Н. Римского-Корсакова, А. Лядова (оконч. в 1911). С 1914 по 1918 в армии. В 1918 переехал в Москву.

С 1926 до конца жизни проф. Московской консерватории (кл. композиции), доктор искусствоведения (1940). С 1919 активный участник музыкально-культурного строительства.

В 1919—23 был одним из организаторов Муз. отдела Наркомата просвещения и муз.-изд. дела; в течение ряда лет чл. редколлегии журн. "Советская музыка", чл. худож. совета Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров, член оргкомитета СК СССР, чл. Комитета по Гос. премиям и др. Заслуги М. отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1926), нар. арт. СССР (1946), награждением орденом Ленина (1943). М. — один из крупнейших и наиболее авторитетных сов. композиторов и муз. деятелей.

Преимущественная область творчества — симфоническая музыка и камерно-инструм. ансамбль.

Произведения его отмечены серьезностью замыслов, глубиной мысли, высоким этическим уровнем, богатством содержания, неустанным творческим поиском в сочетании с принципиальной верностью традициям, солидностью профессиональной культуры и мастерства.

М. — пятикратный лауреат Гос. премий СССР. Выдающееся значение имела его педагогическая деятельность: среди многочисленных учеников (более 80) В. Белый, Г. Галынин, Е. Голубев, Д. Кабалевский, А. Козловский, В. Крюков, З. Левина, Б. Мокроусов, В. Мурадели, Н. Пейко, М. Старокадомский, М. Тулебаев, А. Хачатурян, В. Шебалин и др. Соч.: "Киров с нами", поэма-кантата для 2 сол., хора и орк. (1942), "Кремль ночью", кантата-ноктюрн для сол., хора и орк. (1947); 27 симфоний (1908, 1911, 1914, 1918, 1918, 1923, 1922—23, 1925, 1926, 1927, 1932, 1932, 1933, 1933, 1934, 1936, 1937, 1937, 1939 [для дух. орк.], 1940, 1940, 1941 [симф.-баллада], 1941, 1943, 1946, 1948 [на древнерус. темы], 1949); 3 симфониетты (1910, 1930, 1946, две последн. для стр. орк.), поэма "Аластор" (1913), симф. притча "Молчание" (1909); уверт. Приветственная (1939), Патетическая (1947), Славянская рапсодия (1946), Дивертисмент (1948), Серенада и Лирич. концертино для мал. орк. (1929) и др. произв. для орк.; концерты для скр. (1938), для влч. (1944) с орк.; 13 квартетов (1930, 1930, 1930 [?], 1909—37, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1907—45, 1945 ["Воспоминания"], 1947, 1949); соч. для фп., в т. ч. 9 сонат (1909, 1912 1920 [2 ред. 1941], 1924 [2 ред. 1947], 1907—44, 1908—44, 1949, 1949, 1949), Сонатина (1942), "Причуды", 6 штрихов (1917—22), "Воспоминания", 6 пьес (1927), "Пожелтевшие страницы" (1928), Песня и рапсодия (1942), "Стилизации", 9 пьес (1946), "Полифонические наброски", 6 фуг (1907—48) и др.; 2 сонаты для влч. и фп. (1911, 2 ред. 1945, 1949); св. 100 романсов, в т. ч. циклы "Размышления" (1907), "Мадригал", сюита в 5 ч. (1908), "Венок поблекший" (1925), 12 романсов на ст. Лермонтова (1936), "Из лирики Щипачева", 10 романсов (1940) и др., хоры, массов. песни. Мясковский, Николай Яковлевич Род. 1881, ум. 1950. Композитор, один из крупнейших русских симфонистов.

Автор 27 симфоний, 3 симфониетт, 9 сонат, также струнных квартетов, концертов и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1946, 1946, 1950, 1951, посмертно).

Народный артист СССР (1946).