Никитин Валентин Арсентьевич

(р. 02.03.1947) — иссл. рус. религ.-филос. и богословской мысли, спец. по культурологии, поэт и литературовед.

Род. в Тбилиси.

Окончил филол. ф-т Тб. ун-та (1971). Работал библиографом в науч. библиотеке МГУ (1973). Преподавал в Моск. энергетическом ин-те (1975—1976). Ред. (1977), ст. ред. (1985), зав. отделом (1991—1992) "Журнала Московской Патриархии", книжной редакции Изд. отдела Моск. Патриархата.

Гл. ред. ж. "Путь Православия" (с 1993). Преп. истории филос. и культуры на Высших женских курсах им. свящ. Павла Флоренского (1991—1998), преп. истории мировой культуры (1999— 2000). Зав. кафедрой церковной журналистики (1996— 1998), преп. истории мировой культуры (1999—2000) Православного ун-та. Вице-президент Об-ва рус.-груз. культурных связей "Дзалиса" (с 1990). Гл. ред. радиостанции "София" (1995—1996), ред. радио "Благовест" (1996—2000), гл. ред. православного радио "Логос" (с 1998). Координатор межконфессиональной секции культурно-экол. движения "Возрождение" (1989—1996). Н. вносит вклад в организацию культурного сотрудничества в рамках СНГ. Чл.-корр. РАЕН по отделению "Гуманитарные науки и творчество" (1996). Для Н. характерны повышенный интерес к проблемам христ. антропологии, стремление осмыслить тайну смерти и бессмертия, загадку человеч. личности в универсальном контексте мировых религий, религ.-филос. учений, включая внеконфессиональную мистику и эзотерические доктрины, с учетом сверхъесте-ств. феноменов и парапсихических явлений.

Отсюда поиск "теории единого поля" в сфере дух. культуры, тяготение к глоб. синтезу знания и веры, филос. и богословия.

Отнюдь не бесспорна попытка расширить рамки догматического богословия за счет теологуме-нов, с допущением их интерпретации как науч. гипотез.

Н. — автор статей о преп. Максиме Греке, Ф.М.Достоевском, Л.Н.Толстом, Вл.Соловьеве, К.П.Победоносцеве, Н.Ф.Федорове, свящ. П.Флоренском.

Соч.: "Богоискательство" и богоборчество Л. Толстого // Прометей.

Вып. 12. М., 1980; Тертуллиан и его "Апология" // Богословские труды (далее Б.Т.). Сб. 25. М., 1984; Русское благочестие и святость // Там же. Сб. 27. М., 1986; Уста праведника изрекают премудрость... Заметки о софиологии // В. русского христианского движения (далее В.Р.Х.Д.), 1987. № 149; Крещение Руси и отечественная культура // Знамя. 1988. № 10; Храмовое действо как синтез искусств.

Священник Павел Флоренский и Николай Федоров // В.Р.Х.Д. 1988. № 153; Ф.МДостоевский, православие и "русская идея" // В.Р.Х.Д. 1989. № 155; Гоголь и Н.Ф. Федоров. "Мертвые души" и живое дело // Символ. 1989. № 21; Сумерки смертного дня. Париж, 1990; Владимир Соловьев и Николай Федоров // Символ. 1990. № 23; Экология и мировые религии // Экологический интернационал. 1991. № 1; Н.Ф.Федоров и Православие // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10; В.Я.Брюсов и Н.Ф.Федоров.

Научно-философские и литературные взаимосвязи // Выбор. 1992. № 1(9); Священник Павел Флоренский и А.С.Хомяков.

Парадоксы и метаморфозы славянофильства // Путь. 1993. № 3—4; Издания К.П.Победоносцева и его духовно-просветительская деятельность // Книга в России.

Гнозис и "священное безмолвие" // Урания. 1994. № 1; "Новое религиозное сознание" и проблема конвергенции культуры и религии // Культура и религия: линии сопряжения.

М., 1994; Религиозно-философские искания Льва Толстого // Введение в русскую философию.

М., 1995; К.П.Победоносцев и Ф.М Достоевский.

Между западниками и славянофилами // Путь Православия. 1995. № 4; Священник Павел Флоренский, масонство и оккультизм // Ниша. Лос-Анджелес. № 1. 1996; Н.Ф.Федоров и католицизм // Философия бессмертия и воскрешения.

Вып.1. М., 1996; Горение духа и подвиг души: святитель Лука (Вой-но-Ясенецкий) // Путь Православия. 1997. № 5; Христианская поэзия А.К.Толстого // Русская литература XIX века и христианство.

М., 1997; От диалога конфессий к диалогу культур // Русская мысль. 3—9 февраля 2000. № 4303.