Никольский Федор Калинович

— известный тенор; род. в духовной семье; учился в Московской духовной семинарии; здесь его пение услышал директор Придворной певческой капеллы А. Ф. Львов, пригласивший его певчим в Придворную капеллу (1850). В 1861. г. Н., на студенческом концерте в СПб., спел романсы "Скажите ей" и "Хуторок"; он всех очаровал своим чудным, чисто-грудным и гибким голосом, был приглашен на Имп. оперную сцену и дебютировал с большим успехом в роли Сабинина ("Жизнь за Царя"). Лучшие его роли — в "Страделле", "Волшебном Стрелке", "Индре", "Дон-Жуане", "Пуританах, "Рогнеде", "Роберте", "Лоэнгрине", "Тангейзере", "Нижегородцах". Сцену оставил в 1877 г. —ский. {Брокгауз} Никольский, Федор Калинович (дополнение к статье) — русский певец; умер в 1898 г. Сцену Н. оставил в 1871, а не в 1877 г. {Брокгауз} Никольский, Федор Калинович — оперный певец; род. 1828, ум. 8 августа 1898 в Боровичах, Новгородской губ. Сын священника; будучи псаломщиком в Москве, обратил на себя внимание А. Ф. Львова, определившего его в Придворную капеллу.

Там Н. получил элементарное музык. образование.

Его голос, редкий по красоте тембра, силе и объему, восхитил режиссера Имп. оперы Сетова, и тот в 1866 устроил Н. дебют в партии Сабинина.

Природные качества голоса Н. сразу создали ему шумный успех, но пение его было лишено художественной отделки, а игра деревянна.

Увлечение успехом и самомнение были причиной того, что Н. мало работал над исправлением этих недостатков, и все старания в этом направлении Сетова, Арнольда и др. оставались безуспешными.

В 1871 Н. должен был оставить Имп. сцену, был затем снова певчим и кончил дни безвестный, в Боровичах, где приобрел себе дом. Его недолгая, но громкая слава создана была партиями Торопки ("Аскольдова могила") и Сабинина, а также романсами вроде "Хуторка", "Скажите ей" и т. п. (В.) {Риман} Никольский, Федор Калинович [14(26). 2.1826 (в нек-рых источ. 1828), Моск. губ. — 8(20). 8.1898, с. Боровичи (ныне г. Боровичи) Новгород. обл., похоронен в Петербурге] — арт. оперы (драм. тенор), камерный певец. Род. в семье священника.

Учился в Моск. духовной семинарии (курса не кончил), в 1847 служил дьячком в моск. Николо-моринской церкви.

В 1850 по ходатайству А. Львова был переведен в петерб.

Придв. капеллу, где служил певчим до 1861. В Петербурге брал уроки пения у Фачиотти и Н. Вителяро, а в 1856 отправлен совершенствоваться в пении в Ниццу к Ланди. С 1856 начал выступать в концертах и дивертисментах.

Критика отмечала свойственные певцу лиризм и задушевность в исп. арий, романсов и рус. нар. песен. Прекрасные вокальные данные певца были замечены И. Сетевым, благодаря к-рому певец после успешного дебюта 20 дек. 1861 в партии Собинина (эту партию подготовил с П. Каратыгиным) был принят в труппу петерб.

Мариин-ского т-ра. В 1862 дирекция т-ра послала арт. для совершенствования в вокальном искусстве в Милан к Сан-Джиованни и Э. Репетто, однако в результате обучения в исп. манере певца были утрачены задушевность и простота.

Обладал необыкновенно красивым, сильным голосом мягкого и теплого тембра, большого диапазона (от ля малой октавы до верхнего ре), сочетавшим звуковую мощь и нежность.

Отточенная вокальная техника позволяла Н. преодолевать труднейшие пассажи, что давало основание современникам певца сравнивать его с итал. певцами Э. Тамберликом, Э. Кальцолари и Дж. Рубини. "Это тенор-алмаз, редкий тенор, равного которому нет в настоящее время ни на одной сцене в мире... Призвание актера — не его удел; он только певец, и, следовательно, он не совершенный артист... Ему недостает прежде всего артистического развития" (А. Серов)*. Излишняя аффектация в игре, чрезмерное жестикулирование и суетливость поведения на сцене мешали певцу создавать художественно цельные образы (особенно ярко эти недостатки проявились в партии Лоэнгрина).

Репертуар певца включал св. 20 партий. 1-й исп. партий: Руальда ("Рогнеда"), Бориса ("Гроза" В. Кашперова), Графа Дугласа ("Вильям Ратклиф"); в Мариинском т-ре — Алексея ("Наташа, или Волжские разбойники"): на рус. сцене — Иоанна Лейденского ("Иоанн Лейденский"), Лоэнгрина ("Лоэнгрин"), Тангейзера ("Тангейзер"). Лучшие партии: Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Макс ("Вольный стрелок", эту партию готовил под рук. В. Самойлова), Страделла.

Др. партии: Торопка, Собинин, Гульбранд;

Дон Оттавио, Арнольд, Роберт ("Роберт-Дьявол"). Партнеры: В. Бианки, Г. Кондратьев, Е. Лавровская, Д. Леонова, И. Мельников, О. Петров, Ю. Платонова.

Пел п/у К. Вильбоа, Э. Направника.

Выступал в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в Мессе C-dur Л. Бетховена п/у Э. Направника (Петербург, 1871) и оратории "Stabat Mater" A. Львова (Москва, 1861). 1864 вместе с Д. Леоновой концертировал в Саратове.

Прославился исп. романсов "Хуторок" А. Дюбюка и "Скажите ей" Е. Кочубея.

Уйдя со сцены, служил церковным певчим.

Лит.: Ростислав [Толстой Ф. М.]. Замечательные явления в русском музыкальном мире // Сев. пчела. 1863. 13 марта; А. Э. [Элькан А. Л.]. Русский певец Федор Никольский // Муз. свет. 1865. № 10; Синкевич В. Былые встречи // Историч. вестник. 1893, апр. С. 90— 115; май. С. 373—388; Серов А. Н.* Критические статьи.

Т. 4. — СПб., 1895. С. 2072—2073; Иванов М. Прошлое итальянского театра в Петербурге в XIX в. // Ежегодник имп. театров.

Сезон 1894—1895, прилож. 2. С. 61—62, 66; Ф. Никольский. (Некролог) // Театр. известия. 1898. № 85. С. 3; Лихачев В. Певец Никольский // Театр и искусство. 1909. № 2. С. 35; Старк Э. (Зигфрид).

Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 18; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 145; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 32—37, 191, 197—198, 324.