Нил Исакович

(в миру Николай Федорович) — духовный писатель (1799—1874). Окончил курс в СПб. духовной академии, был инспектором и ректором духовных семинарий, епископом в Вятке, архиепископом в Иркутске и Ярославле.

Написал: "О буддизме" (СПб., 1858; Н. считается одним из первых русских исследователей по этому вопросу), "Ярославский спасопреображенский монастырь" (Яр., 1862 и 1869), "Летопись иркутской Крестовоздвиженской церкви 1717—1771" ("Иржутские Епарх. Ведомости", 1875), "Путевые записки о путешествии по Сибири" (Яросл., 1874 и сл.) и др. Издано также собрание его слов и проповедей.

Свой богатейший минералогический кабинет он завещал СПб. университету.

Ср. "Странник" (1874, № 7), "Миссионер" (1874, № 28). {Брокгауз} Нил Исакович (Николай Федорович) — архиепископ Ярославский и Ростовский.

Родился в 1799 году в городе Могилеве в семье священника.

Первоначально обучался в Могилевской духовной семинарии.

В 1821 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 22 августа 1825 года, по окончании курса духовной академии, пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 29 августа — во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской духовной семинарии.

С 8 мая 1828 года — бакалавр и инспектор Киевской духовной академии. 2 сентября 1830 года назначен ректором Ярославской духовной семинарии, а 12 октября возведен в сан архимандрита. 8 декабря 1835 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. 23 апреля 1838 года переведен епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским. 13 апреля 1840 года возведен в сан архиепископа.

С 24 декабря 1853 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.

Скончался 21 июня 1874 года. Во время ремонтных работ в Иркутском Богоявленском соборе архиепископом Нилом были открыты и свидетельствованы нетленными мощи святого Софрония Иркутского (I 1771; память 30 марта/12 апреля и 30 июня/13 июля). Преосвященный Нил — замечательный деятель-миссионер.

Уже в годы ректорства в центре его богословских и церковно-практических интересов стоит проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России.

С возведением в архиерейский сан стоявшие перед ним проблемы начали решаться.

За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности он обратил в Православие до 40 тысяч человек.

С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Камчатку и Алеутские острова.

Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности.

Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей.

Преосвященный Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной духовной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов.

Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства.

За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки.

Высокую оценку заслуживает и его деятельность в деле обращения старообрядцев.

В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы.

Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам.

Он сам занялся изучением ламаизма, образа жизни и языка бурят и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников.

Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами архиепископа Нила возник Чикайский скит, а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 году была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь.

Изучив местные диалекты, преосвященный Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 году были выпущены в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), Служебника, Часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко святому причащению.

Переводческую и редакторскую деятельность архиепископ Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру.

Уже после отъезда из Иркутска преосвященный Нил закончил большой труд "О буддизме". Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства.

Здесь он много потрудился над возвращением в лоно Православной Церкви раскольников-старообрядцев.

Санкт-Петербургский университет высоко ценил научные заслуги архиепископа Нила, избрав его своим почетным членом.

Этому университету он завещал свою редкую по объему и ценности минералогическую коллекцию.

За несколько лет до кончины преосвященный Нил приготовил себе гроб и могилу и вчерне устроил над ней храм при Ярославском архиерейском доме (в бывшем Спасском монастыре) с правой стороны при церкви Печерской Богоматери.

Труды: Путевые записки о путешествии по Сибири: в 2 ч. — Ярославль, 1874. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.-Сергиев Посад, 1863—1894; 1891, август-сентябрь, с. 383—385. Замечания на перевод Евангелия от Матфея на монгольский язык в 1867 г. (рукопись Синодального архива № 2129). Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. — СПб., 1858. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. — 2-е изд. — Ярославль, 1869. Летопись Иркутской Крестовоздвиженской церкви 1717—1771 // Иркутские епархиальные ведомости. — 1875. Собрание слов и проповедей. — Ярославль, 1860. Литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — 2-е изд. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902. — Вып. 7, с. 191, прим. Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. — М., 1889, с. 138, 140, 234, прим. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 315, 316. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1398, 1401,1418. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 287. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 229. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 335, 556, 801. Лесков Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. — М., Гослитиздат, 1956—1958. — Т. 5, с. 552—573; т. 6, с. 89. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 625. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. — Ярославль, 1881, с. 76. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 287. Православный собеседник. — Казань, 1898, февраль, с. 191. — 1904, июль-август, с. 231. — 1905, июль-август, с. 13; ноябрь, с. 528. — 1908, июль-август, с. 231. — 1910, январь, с. 115. — 1911, март, с. 337—341. Церковные ведомости. — СПб., 1918, № 19—20, с. 110—111. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1891, № 16—17, с. 542—543. — 1892, № 17, с. 269. Труды Киевской духовной академии. — 1872, ноябрь, с. 46. — 1873, август, с. 337. Шабатин И. Архиепископ Нил (Исакович) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 8, с. 15—17. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912. — Т. 10, с. 63—73. Душеполезное чтение. — М., 1891. — Ч. 1, с. 613—618. Православный благовестник. — М., 1915, № 2, с. 105; № 5, с. 168—169. Ярославские епархиальные ведомости. — 1868, № 2, с. 29; № 14, с. 306. Самарские епархиальные ведомости. — 1874, № 2, с. 29; № 14, с. 306; № 16, с. 337. Христианское чтение. — СПб., 1874, июль, с. 560—566; август-сентябрь, с. 884—887. — 1870, февраль, с. 149. — 1872, апрель, с. 157. Православное обозрение. — М., 1863, март, с. 173. — 1870, сентябрь, с. 310. — 1871, январь, с. 62. — 1874, январь-декабрь, с. 62. Исторический вестник. — СПб., 1894, октябрь, с. 244. — 1896, апрель, с. 175. Русский архив. — М., 1899. — Кн. 3, № 11, с. 366—370; № 12, с. 549. — 1900. — Кн. 1, № 1, с. 102. — 1901. — Кн. 1, с. 41—44. — 1903. — Кн. 1, № 3, с. 423; кн. 2, № 7, с. 464. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 1182; т. 5, с. 1030. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 593; т. 2, с. 1668, 2404. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 24. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 21 (кн. 41), с. 150.