Ниношвили Игнатий

[1859—1894] — грузинский революционный писатель.

Род. в крестьянской семье. Учился в Озургетской семинарии.

После первого же конфликта с преподавателями школы был вынужден ее оставить.

В 1885 переехал в Тифлис, где работал наборщиком.

В 1888 уехал за границу, где стал чернорабочим.

В 1889, работая в Батуме грузчиком, Н. организовывал рабочие кружки, распространял социалистические идеи, объединяя вокруг себя революционную молодежь.

К этому времени относится увлечение Н. идеями народнического социализма, оставившими заметные следы в его творчестве.

В начале 90-х годов Н. познакомился с литературой группы "Освобождение труда" и в дальнейшем эволюционировал к марксизму.

В 1892 по инициативе Н. было созвано первое нелегальное собрание "масаме даси" (третье поколение), которое относится к началу марксистского революционного движения в Грузии.

Ниношвили умер от туберкулеза в самом разгаре своей революционной деятельности.

Литературная деятельность Ниношвили протекала во второй половине XIX века, в эпоху интенсивного развития промышленного капитала, углубляющейся классовой дифференциации и обострения классовой борьбы.

За короткий срок своей литературной деятельности (3—4 года) Ниношвили написал 15 рассказов, 1 роман и несколько публицистических статей.

В противовес писателям — идеологам феодально-дворянской Грузии, изображавшим в художественной литературе грузинский народ как единый социальный организм с общими социально-политическими интересами, Н. четко выдвигал в своем творчестве проблему классовой борьбы, вскрывая классовый антагонизм между помещиком и крестьянином, между кулаком и бедняком.

Особенно ярко очерчены у Н. типы кулака (Давид и Дроидзе) и бедняка (Семен Дваладзе, Гогий Уишвили и др.). Творчество Н. в общем связано со сложными процессами социальной диференциации во 2-й половине XIX в. В его произведениях широко отображены: процесс разрушения патриархального деревенского быта ("Палиостомис тба" — "Палиостом-озеро", "Симона"), деградации дворянства ("Чвени дроис гмири" — "Герой нашего времени", "Христина"), борьба крестьян-гурийцев с дворянами (роман "Джанки Гуриаши", 1889; "Восстание в Грузии"), пролетаризация крестьянства ("Гогий Уишвили", "Мосе Мцерали", "Ганкаргулеба"), нарождение трудовой интеллигенции.

В лице Спиридона Мциришвили ("Герой нашего времени") Ниношвили показал интеллигента, борющегося за освобождение трудящихся.

Весь этот сложный процесс социальной дифференциации Ниношвили стремился осветить с точки зрения марксистской идеологии.

Для Ниношвили характерно динамическое развертывание сюжета.

Несмотря на трагические концовки, все его произведения проникнуты верой в творческие силы рабочего класса.

Библиография: I. Полное собр. произведений, тт. I и II, Груз. Госиздат, 1928. II. Гомартели Ив., Предисловие к сочин. Ниношвили, 1920; Кикодзе Пл., Литературная Грузия, 1927; Буачидзе Б., Литература и современность, Тифлис, 1927; Махарадзе Ф., Жизнь и творчество Э. Ниношвили, Грузгиз, 1930. К. Иремадзе. {Лит. энц.}