Нистор

(псевдоним Пинхуса Кагановича) [1884—] — еврейский поэт и прозаик, глава еврейских символистов.

Род. в Бердичеве.

Долгое время учительствовал.

Первые две книги Нистора — "Думы и мотивы" (Gedanken un motivn, 1907) и "Над землей" (Hecher fun der erd, 1910), — проникнутые националистически окрашенной мистической символикой, в основном выявили характерные черты творчества этого писателя.

Более значительным событием в еврейской литературе было появление книги стихов "Gesang un Gebet" [1912]. В своеобразных мотивах этой философической лирики сочетались поатическое утверждение национальной мессианистской "избранности" с бунтом против вековой практики идеализированного, еврейского лавочника, торгующего на всех базарах мира своими национально-историческими ценностями.

Эта книга, зачинавшая новый этап в истории еврейской поэзии, в дальнейшем оказала заметное влияние на творчество целой фаланги первых еврейских советских поэтов.

Она поражала своей необычайной ритмичностью, сложностью инструментовки, четкостью и ясностью образов в отличие от первых книг прозы Н., крайне туманных и запутанных в композиционном отношении.

Формально еврейская поэзия впервые была поднята в этой книге стихов на уровень современной ей европейской поэзии.

Особенности поэтического слова Нистора наиболее полно сказались в его книжке стихов "Сказки в стихах" (Majselech in fersen), где он дал высокохудожественную разработку национальной детской сказки "о козочке, кошечке и мышке". Эти "Сказки в стихах" вошли в основной школьный фонд еврейской националистической мелкобуржуазной школы. Однако в дальнейшем Нистор выступает преимущественно как прозаик.

Он создает особый сказочно-символический жанр, где наряду с символизированными реалистическими образами "старика", "странника", "отшельника", "пьяницы" и др. фигурируют и фольклорные, фантастически-легендарные образы.

Сказ, созданный Н. до революции или в первые годы революции (сборники "Gedacht"), отличался националистически окрашенным мелкобуржуазным гуманизмом; в последующие годы революции писатель стремился свой сказ претворить в символику социального освобождения и революционного обновления человека (ряд вещей, собранных в кн. "Из моих владений" — "Fun meine giter"). Однако творчество Н. в течение ряда лет в основном являлось фактором отвлечения от революции ряда молодых писателей, на творчество которых он оказывал большое влияние.

За последние годы Нистор сделал ряд усилий отойти от символизма: он создал книгу очерков о советской действительности.

Эта книга является значительным документом еврейской советской очерковой литературы.

Весь творческий путь Нистора был своеобразным выражением пути националистической, мелкобуржуазной еврейской интеллигенции через опыт царской реакции и империалистической войны к националистическому приятию революции.

Библиография: I. Gedanken un motivn (стихотворения в прозе), Вильно, 1907; Hecher fun der erd, Варшава, издание "Прогресс", 1910; Gesang un gebet (Lider), Киев, издание "Kunstfarlag", 1912; Majselech in fersen, Киев, 1918, Нью-Йорк, 1919, Варшава, 1921; Motivn (сборник), Киев, Гиз, 1922; Gedacht (Собрание произведений последнего периода, в 2 томах), Берлин, 1922. II. Ваl-Mасhsоwes, Geklibene Sriftn, t. II; Оіslender N., Der Nister, в журн. "Strom", 1922, № 1; Litvakоw M., "Bicherwelt", Киев, 1919, № 1 (стр. 22—25); Reizin Z., Lexikon, том II, Вильно, 1927. И. Нусинов. {Лит. энц.}