Огнев Николай

(псевдоним Михаила Григорьевича Розанова) [1888—] — современный советский писатель.

Род. в семье присяжного поверенного.

Участвовал в революционном движении, подвергался арестам, но к определенной политической партии не принадлежал.

В творчестве Огнева четко обозначаются две струи, разделяющиеся хронологически: романтическая струя, захватывающая почти все дореволюционное творчество, но сказывающаяся и в отдельных пореволюционных произведениях, и реалистическая струя, ярче всего выраженная в "Дневнике Кости Рябцева". В ряде дореволюционных рассказов, как напр. в "Двенадцатом часе", О. находится под некоторым влиянием Л. Андреева и Ф. Сологуба.

В них — апологетика смерти, умной силы, в то время как жизнь признается силой глупой.

Самодержавный режим толкает героев О. искать жизненную правду вдали от "городских кротов", среди "лесных братьев", хотя автор сознает всю обреченность и тщетность подобного протеста против капиталистической цивилизации.

В отличие от рыцарей "литературного распада" О. не занимается простым созерцанием наступившей реакции, а болеет за мир, за бессмысленное страдание людей, хотя это непримирение с действительностью у Огнева не доходило до революционно-пролетарского обобщения, а вызывало гуманистические жалостливые настроения.

В пореволюционных рассказах О. показывает себя писателем, агитирующим за жизнь и борьбу.

Однако преодолеть дореволюционные настроения и мысли Огневу удается не сразу. Нотки старого, некоторое пристрастие к прошлому, к старине, а также восхваление старых героических времен в противовес "серым будням" дают себя знать и в "Дневнике Кости Рябцева", и в "Трех измерениях", и особенно в "Исходе Никпетожа". В образе К. Рябцева О. рисует "историю молодого человека" поколения Октября. "История" не закончена, т. к. приключения Рябцева оканчиваются 1926 годом. О. не показал Рябцева и его сверстников на социалистической стройке.

В отличие от других авторов подобных "трилогий" (Л. Н. Толстого, Гарина-Михайловского) О. изображает Рябцева не в семейной обстановке, а в школе, не касаясь противоречий, существующих между семьей и школой.

В свою очередь связи школы с широким миром социалистической практики недостаточно показаны Огневым.

Рябцев — советский человек.

Цель своей жизни он видит в том, чтобы "прожить с пользой для себя и для других и притом бороться за всеобщий коммунизм". Костя прямолинеен, не терпит неискренности и в особенности двурушничества, несколько нигилистически относится к культурным ценностям старого мира. Коотя — утилитарист, хотя и не узколобый деляга.

Его интересует "все, вся жизнь". О. подчеркивает нелюбовь Рябцева к сентиментам, хотя вместе с тем он хороший товарищ, коллективист, способный на жертвы и геройство.

Стойким юмором рисует О. школьную действительность, в обстановке которой формируется Костя. Если школа для Рябцева "все равно, что дом, и даже интереснее", то вуз встречает его неприветливо.

Материально-бытовые невзгоды, половые вопросы, гримасы нэпа — все это волнует Костю. Последняя запись в дневнике Рябцева — бодрая и оптимистическая запись не Кости, а самого О., который добродушно иронизирует над растерянностью своего героя, будучи уверен в переходном характере беспокоящих Костю обстоятельств.

В отличие от прямолинейного Рябцева другой герой дневника Кости — учитель Никпетож (Николай Петрович Ожогов), полно и с любовью обрисованный О., — раздвоенный интеллигент.

Главная проблема, которой "ушиблен" Никпетож, — это судьба русской интеллигенции.

Собственно и для самого О. проблема положения интеллигенции в советских условиях является главной.

Никпетож считает интеллигенцию одним фактом своего происхождения обреченной, не способной переродиться в условиях пролетарской диктатуры.

Не разделяя взглядов Никпетожа, Огнев ставит своей задачей показать место интеллигенции в современной действительности.

Самого Никпетожа Огнев вылечивает от пессимистических настроений, показывает его обновленным в деревне, в должности почтальона кольцевой почты. Показ включения интеллигента в практику пролетарской борьбы у О. страдает примитивностью.

Мотив обреченности интеллигенции вновь выдвинут О. в интересном, хотя и спорном образе Калерии Липской.

Гуманистка, индивидуалистка, она не мирится с советским бытом и кончает жизнь самоубийством. "Она не может не погибнуть", утверждает Огнев, и это утверждение неверно, так как в реальной социалистической действительности лучшая часть мелкобуржуазной интеллигенции находит условия для преодоления в себе и гуманизма и индивидуализма.

Этот же мотив повторяется и в образе В. Шаховского, который также кончает жизнь самоубийством.

Вместо "идейного расстрела" мелкобуржуазного индивидуализма и гуманизма Огнев лишь казнит физически носителей этих черт. Следы былого мелкобуржуазного гуманизма окончательно О. еще не изжиты, однако приближение писателя к пролетариату несомненно.

О. не дает большого и сложного сюжета и интриги.

Сложный сюжет отсутствует не только в небольших его рассказах, но и в "Дневнике Кости Рябцева", представляющем совокупность эпизодов, скрепленных датами дневника и канвой психологического развития К. Рябцева и других.

Излюбленная О. форма дневника помимо положительных сторон — лиризма повествования — имеет и свои недостатки: не всегда автор имеет возможность выразить свое отношение к той или иной записи дневника.

Как бы чувствуя это невольное "самоограничение", обусловленное формой дневника, О. часто вырывается за его пределы; особенно удачно он обходит этот "риф" в "Трех измерениях" путем комментария, ведомого "на полях" другим героем этой повести, и путем включения в повествование своих рассказов.

Напрасно поэтому Огнев приходит к лефовско-литфронтовскому утверждению о "конце романа". "Дневник Кости Рябцева" переведен на многие иностранные языки. Библиография: I. Собр. сочин., 3 тт., изд. "Федерация", М., 1928—1929 (т. I — Рассказы, с предисл.

А. Вороненого; т. II — не выходил; т. III — Третья группа, Разбойничий форпост, Дневник Кости Рябцева, кн. II; том IV — Исход Никпетожа, Дневник Кости Рябцева, кн. III); Следы динозавра, Повести, изд. "Молодая гвардия", М., 1928; Три измерения, Роман, изд. "Федерация", М., 1933; То же, ГИХЛ, М., 1933; Начало жизни, Лит. композиция, изд. "Моск. т-ва писателей", М., 1933; Комсомольцы.

Избранное, изд. "Молодая гвардия", [М.], 1933; Крушение антенны, Рассказы, изд. "Советская литература", М., 1933. II. Рубановский И., О Косте Рябцеве и его дневнике, "Молодая гвардия", 1927, VII; Воронский А. К., Литературные портреты, т. II, М., 1928; Горбов Д., У нас и за рубежом, М., 1928; Селивановский А., Письмо Никпетожа.

Вместо статьи, "На литературном посту", 1929, XIV; Замошкин Н., Изобилие эпохи, "Литературные межи", М., 1930; Пакентрейгер О., Заказ на вдохновенье, М., 1930; Ломтев Т., Заметки о языке "Дневника Кости Рябцева", "Народный учитель", 1933, № 1; Бочачер М., Расстрел индивидуализма (о творчестве Н. Огнева), "Книга — строителям социализма" (Художественная литература), 1932, № 35—36; Колесникова О., "Литературная газета", 1933, № 35, 29 июня; Ее же, "Октябрь", 1933, VIII; Русакова Е., Н. Огнев — молодежный писатель, 1933. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928. М. Бочачер. {Лит. энц.}