Олещинский Антоний Яковлевич

(А.О.; Antoni Oleszinski); род. 1794 г. в Люблинской губернии; относительно определения его в Академию художеств в Журнале академии 25 января 1817 года записано: "21 Декабря 1816 г. Тайный Советник Новосильцов сообщил, что Государь Император в присутствии своем в Варшаве сего года, удостоив Высочайшего внимания всеподданнейше поднесенные образцы каллиграфии трудов служащего в Канцелярии Государственного Совета Царства Польского Антония Олещинского и согласно всеподданнейшему его прошению Высочайше повелеть соизволил принять его в сию Академию на казенное иждивение". Вследствие чего Олещинский и был определен в академию и по летам его помещен в 4-й возраст.

В 1819 и 1820 он получил 2-ю и 1-ю серебряные медали за натурные рисунки; в 1821 году 21 авг. Оленин отзывался о нем председателю Коллегий Духовных дел и народного просвещения царства Польского как о художнике: "талант которого может быть славою его родины, если получит правильное развитие". В 1825 г. Олещинский кончил курс и отправлен за границу.

В 1824 г. он награвировал на программу портрет Кокоринова; получил за него 2-ю золотую медаль и в 1825 г. отправлен пенсионером в Париж к граверу Ришому, y которого награвировал превосходный натурный этюд Пильщика.

В Париже он много гравировал для изданий Ходзько и Грабовского (Pologne illustree), a в 1832 г. был назначен по высочайшему повелению на службу в Акад. художеств с жалованьем по 3000 руб. в год; но так как он отказался возвратиться в Петербург, то вслед за тем объявлено высочайшее повеление об исключении его из службы (Дело Акад. худож.). С эти пор Олещинский постоянно жил в Париже в небольшой квартирке на Rue SaintJacques, 187, и до самой своей смерти (1878) не переставал работать резцом и иголкой.

По трудолюбию он не уступал своему учителю Уткину, к памяти которого он относился с особенным благоговением [В Публичном собрании академии 1824 г. Олещинский произнес речь, в которой, обратясь к Н.И. Уткину, сказал ему: "стократ я счастлив, что в избранном мною искусстве имел тебя наставником и руководителем" (Отчет А. х. за 1862— 1863 гг., 126).]. По блеску и красоте резца, по оригинальности плодовитости своих сочинений Олещинский был выше Уткина.

Особенно хороши его виньетки и мелкие картинки с заставками из польских рукописей, рамками разного стиля и фантастическими фонами.

В орнаментном отношении трудно подыскать ему равного.

Он превосходно гравировал на стали и усвоил себе все возможные усовершенствования по этой части. Все сочинения его носят своеобразный польский тип и очень ценятся его соотечественниками; много хорошего и красивого в его "Воспоминаниях" (1833) и "Разных разностях" (1843). Последние дни своей жизни он проводил на той же квартирке, в довольно стесненных обстоятельствах, и так как граверное дело не давало ему нужных средств к жизни, то он занимался расписыванием тарелок, которые выходили y него верхом совершенства.

Он часто жалел о России и об академии: "Я ведь всегда был другом русских", — говорил он своим мягким и симпатичным голосом, напоминавшим старика Уткина, — и на самом деле он старался делать все возможное для наших молодых граверов (в чем сошлюсь на И.П. Пожалостина).

Портретов Олещинского я знаю три, — один гравированный Килисинским [В Collections scientifiques. (?)]; другой литографированный, с адресом: "Imp. d''Aubert et de Junes", мало его напоминающий; и 3-й в Варшавских Клоссах 1865 г., тоже несхожий.

Олещинский напечатал свои Воспоминания в "Варшавской Библиотеке" в 1872 г.; a в Клоссах за 1865 г. помещена его биография.

Работ Олещинского чрезвычайно много; портреты, пейзажи, исторические листы (все почти одни польские сюжеты), сцены, костюмы, — все это он почти всегда издавал сперва отдельными листами, посвящая их именитым полякам; затем он включал многие из этих листов в два свои великолепные сборника: 1. "Rozmaitosci polskie (Varietes polonaises), Paris 1833"; petit folio, 66 досок; и "Wspomnienia o polakach... Paris 1843", — 4° (часть досок заимствована из первого сборника).

В настоящей переписи работ Олещинского описаны прежде всего ученические работы его в Петербурге и y Ришома; затем перечислены гравированные им портреты и разные сюжеты, известные только в отдельных листах, и наконец сделан обзор обоих его сборников, без подробного описания всех листов, вошедших в эти последние, так как листы эти имеют мало отношения к русскому художеству и к русской истории.

Ученические работы Олещинского: 1. Богиня, указывающая на шлем, с надписью: "Tantum..." Внизу нацарапана иглой подпись Олещинского, год 1820 и посвящение Яблонскому.

Гравировано блестящим резцом, в малый лист*. Копия. 2. Копия с гравюры Вилля: "La maitresse d''ecole" — сделана в обратную сторону (на lewa reka) в 1821 году. 4°. 3. Копия с портрета Филиппа Шампаня, гравированного Еделлинком, в обратную сторону в 1821 году. 1-е отпечатки прежде подписи*; 2-е, с посвящением Грабовскому*; в 3-х герб Грабовского и посвящение ему уничтожены; внизу адрес Chaillon*. B лист. 4. Копия с портрета Жерара Одрана: "ritowal na miedzi prawa reka... 1823". 4°. Доска в Академии художеств. 5. Медаль Александра I; гравиров. манерой Колласа.

Без подписи Олещинского.

В библиотеке Академии художеств. 6. Портрет Кокоринова. 1-е отпечатки прежде всякой подписи*; во 2-х помечено иглой: "Кокоринов — А.О."* (Эрмитаж;

Москов. университет). 3-и, с подписью, приложены к Художественной Газете на 1838 год. Доска была отдана Кукольнику и потеряна; есть отпечатки очень плохие.

За эту доску Олещинский получил 2-ю золотую медаль и право на поездку за границу.

Все шесть номеров (1—6) гравированы им в Академии художеств. 7. Два купидона несут Душеньку; с рисунка гр. Ф. Толстого. 3.9 х 2.8?. B Полярной Звезде;

СПб. 1824, с монограммой: "АО". 7а. Картинка для книги: "Завещание дочерям.

Пер. Боровкова.

СПб. 1822". Одна из дочерей сидит y бюро и читает бумагу, другая стоит позади ее стула: "Рис. Гр. Толстой — А.О.". Парижские работы Олещинского, находящиеся в моем собрании [Самое полное собрание их, по словам Колачковского, находится в Париже y Адольфа Чиховского.] 8. Плотник, распиливающий доску; академия.

Самое капитальное и блестящее произведение гравера, за которое он сделан членом Флорентийской академии.

Самая гравюра без подписи (в большой лист); посредством особой доски припечатана внизу ее следующая подпись: "etude academoque. — Gravee par Antonie Oleszezinski Polonais, Eleve de l''Academie Imperiale des Bx Arst a St.-Petersburg Membre de l''Academie Imperiale et Royale de Florence et de la Societe philotechnique de Paris dediee a Mr. Nicolas Outkine Professeur de l''Academie Imperiale des B-x Arts a St.-Petersbourg*. Портреты: 9. Auguste II; 10. Etienne Batory (оба для Pologne illustree); 4°; 11. Браницкий; офорт; профиль; без подписи, 4°; 12. Белинский (Rozm.); 12a. Wodzinski (1848). 4°; 12б. Constantin Gaszinsky; 1850; 13. Генриетта Французская.

Копия с нее в: Lutzow, Die Vervielf. Kunst. der gegenwart. II. 1891; 13a. Густав Ваза; доска гравера Дюпона; в ней почти все гравировал Олещинский (по его удостоверению);

ИЗб. Дмитрий Самозванец, Марина Мнишек и ее отец. Отлично выполненная картинка в Rozmaitosci. 14. Duchinski (1864). 4°; 15. Dudley Stnart (1837); 1-e отпеч. прежде подписи. 4°. 16. Zolkiewski. 8° (Pologne illustree); 17. Andre Zamoydki (1861); folio; 18. Иван Замойский, в рамке с богатыми орнаментами и печатным объяснением; в большой гравированной рамке. В лист (1856); Imperial folio; 19. Иельский; без подписи*. 4°; 19а. Ян Килинский (Rozm.); 19б. Иосиф Кимбор (Rozm.); 19в. Княжевич (Rozm.); 20. Портрет Коперника, в богатой рамке с аллегорическими изображениями; гравирован по случаю его юбилея в 1843 г. С печатным объяснительным листом.

Эта гравюра была выпущена в виде премии (?). Imper, folio; 21. Jacques de Molai; 4°; 22. Kosziuszko; c посвящением Немцевичу; во 2-х отпеч. (в Pologne ill.) это посвящение уничтожено (1829). Отличный лист. 4°; 23. Krasicki; 1-е отпеч. с 1830 годом; во II год уничтожен и подпись изменена; 24. Koszowski и Pszonka (Rosm.); 25. Lagowski (Rosm.); 26. Malachovski; 26a. Miascowski (Rozm.); 27. Meninski (Rosm.)*; 28. Мицкевич, статуя (1858; Pet. folio); 29. Он же, с медали Давида, в профиль, 1833*; 2-е отпечатки с 1834 годом*. 8°; 30. Он же мертвый (1861 года)*; pet. folio. 1-е отпеч. прежде всякой подписи*. Очень хороший лист; 31. Napoleon Bonaparte; грав. эскизно; 32. Немцевич (Wospom.); 32a. Ioseph Poniatowsky; 32б. Pszonka, См. Koszowzki; 32в. Pulaski (Rosm.) 1831 r.; 33. Портрет Рафаэля, — он оперся на руку, — folio*; 34. Raphael Sanzio, — folio; оба гравированы блестящим и сочным резцом гравером Форстером;

Олещинский только выправлял доски*; 35. Рамбелинский, ломжинский префект; без подписи; в гербе подкова и два креста. 8°; 36. Венцеслав Ржевуский (Pologne). 8°*; 37. Thadee Reyter (Pologne). 8°*; 38. Sigismund Poloniae Rex (в манере Колласа)*; 39. Оба Снядецкие (из книги); 40. Julius Slowazki; 41. Ян Собесский; его конная статуя (1848)*; в большой лист. В моем собрании есть подготовительный офорт этого листа; 42. Stachitz (1861), с грациозными детскими головками в фоне. В лист*; 43. Иван Снядецкий; 1830 г., для Виленского Альбома*; в лист; 44. Ян Тарновский, — p. folio*; 45. Фома Третер (Rozm.); 46. Victorino de Feltzo d''apres Pisani; 4°*; 47. Портреты в издание Dubois: "La vie des grands hommes par Plutarque"; в 1850 r.; 48. Медаль Фаддея Чацкого и портрет в рост Адама Чарторийского (1843); приготовлено для Rosmaitosci*; 49. Чехович (1826); 8°*; 50. Ян Собесский (Pologne). 4°*; 51. A.G. Taupier, 4°*; 52. Iundzill; для Виленского альбома; отличной работы; в большой лист*; 53. Портрет неизвестного с сыном, с ориг. Рубенса, в лист; гравир.

Олещинским, a представлен на программу другим художником, который и получил за него звание (Олещинский не сказал мне его имени); в лист. Листы духовного содержания 54. Св. Анна учит Богородицу; 8°* (некончен. отпеч.). — 55. Богоматерь с ангелом; 8°*. — 56. Коронование Богородицы; petit folio* (неконч. отпеч.). — 57. Причащение; 8°. — 58. Swieta Rodzina; 8° (1866)*. — 59. Истязание Спасителя; pet. folio* (некончен. отпеч.). — 60. Христос исцеляет расслабленных; 4°*. — 61. Богоматерь, кормящая грудью Спасителя: "Andreo del Sarto pinx.", — картина в Лувре (1850?). — 62. Образ Богоматери Яна Собесского (1864); 4°*. — 63. "Раппа Ostrobramska, Antonius O.P.f.". — 64. Христос и Богоматерь, в рост. — 65. "Notre dame de lac"; pet. folio*. — 66—81. 16 аллегорических картинок, изображающих спасение человека, для издания Turgis; каждая помечена монограммой: "АО"; gr. folio; — 82. "Les Mois de St. Joseph". — 83. "St. Augustin et Ste Monique"; c монограммой: "AO"; 4°*. — 84. "St. Thomas de Aquin"; 4°* (без подписи). — 85. Благословение хлебов; 4°* (то же); — 86. Избрание на царство Пиаста. — 87. Подвиг Хржановской. — 88. Вид Ковно. — 88а. Три гравюры в болыной лист для Виленского Альбома*. — 89—92. Четыре доски, — две с морскими видами и две с тиграми; для американских банковых билетов*; 4°. — 93. Верхняя часть диплома за музыкальные заслуги; folio*. — 94. Рамки из цветов*; 8°. — 95 и 96. Гербы разных государств; две доски 4° и folio. — 97. Снимок с древней переплетной доски, резанной из кости*; folio. — 98. Лежащий Амур указывает на готический барельеф с надписью: "Oleszyndki Antoine". Внизу адрес: "a Paris Rue St. Jacque. № 187" (1850). Гравир. резцом; 2.4 x 3.10. Это его визитная карточка.

Экземпляр ее есть в эрмитажной папке Уткина, № 1. л. 60. — 99—164. 66 картинок в сборник: "Rozmaitosci polskie, Paris 1833"; в лист, состоящий весь из гравюр Олещинского.

Он заключает в себе: портреты, виды, исторические сцены и костюмы — все из польской жизни. Из заглавного листа видно, что Олещинский предполагал издавать его с текстом; но текста ко всем картинкам нет, да и проверить число их трудно, за неимением перечня и оглавления.

В моем экземпляре, купленном y самого Олещинского за самый полный, находится: один гравированный заглавный лист; 27 листов по две картинки на каждом; еще 2 листа большого формата по одной картинке на каждом и 9 листков разного формата, с портретом и фигурами, в том числе два с автографами именитых поляков; итого 39 досок = 66 картинок. 165—181. 17 новых досок и 31 из Rozmaitosci, в сборник: "Wspomnienia... o polakach... Paryz 1843"; 4°. Этот последний сборник встречается сброшюрованным, с заглавным гравированным листом и 204 страницами текста.

Цена этому I тому (только и вышедшему) была назначена 20 франков.

Оглавления рисунков в издании нет и проверить полноту экземпляра очень затруднительно.

В моем экземпляре, купленном y самого Олещинского, находится 48 досок, из числа которых 31 доска уже была помещена в Rozmaitosci. {Ровинский}