Орджоникидзе Гиви Шиоевич

род. 9 июня 1929 в Тифлисе.

Музыковед.

Засл. деят. иск. ГССР (1967). Кандидат искусствоведения (1959), диссертация "А Баланчивадзе". Окончил в 1952 историч. ф-т Тбилисского ун-та, в 1953—теоретико-композиторский ф-т Тбилисской конс., в 1956 там же аспирантуру (рук. B. Г. Донадзе).

В 1955—1968 преподавал в Тбилисской конс. (с 1963 доцент).

С 1967 ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН ГССР. С 1973 первый секретарь правления Союза композиторов ГССР. Автор статей и исследований по вопросам классической и современной музыки, концертных и театр. рецензий, в т. ч. (на рус. яз.) "Реваз Лагидзе" (в кн.: Советская музыка.

М., 1956), "Третий фортепианный концерт А. Баланчивадзе" (в кн.: Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья.

М., 1956), "К вопросу о специфике музыкального мышления" (в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3. М., 1960), "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева" (в кн.: Музыка советского балета.

М., 1962), "Мимолетности" Прокофьева" (в кн.: С. С. Прокофьев.

Статьи и материалы.

М., 1962), "Музыка в творчестве Шекспира" (в кн.: Шекспир и музыка.

М., 1964), "Шекспир в симфонической музыке романтиков" (там же), "Шекспир и Прокофьев" (там же), "Казнь Степана Разина" (в кн.: Музыка и современность, вып. 4. М., 1966), "XIII симфония Д. Шостаковича" (в кн.: Дмитрий Шостакович.

М., 1967; здесь же сост.), "К вопросу о диалектике идей рока в музыке Бетховена" (в кн.: Бетховен.

М., 1972), "Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке" (в кн.: Музыкальный современник, вып. 1. М., 1973), "О динамике национального стиля" (в кн.: Музыкальные культуры народов.

Традиции и современность.

М., 1973), "О Четырнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича и его сочинениях конца 60—начала 70-х годов" (в кн.: Социалистическая музыкальная культура.

Традиции.

Проблемы.

Перспективы.

М., 1974; здесь же редактор-сост., совм. с Ю. Эльснер), "О природе прекрасного в музыке Хачатуряна" (в кн.: Арам Хачатурян.

М., 1975); в журн. "СМ": "Опера-скерцо" (1964, № 11), "Зарница поэзии" (1968, № 9), "Ценою поиска" (1968, № 11), "Устремленность к жизни" (1968, № 12), "Берлинская опера в Москве" (1970, № 1), "Кто ты, прекрасная цыганка?" (1970, № 7), "Шел солдат с фронта" (1970, № 8), "Слышать прекрасное" (1970, № 10), "Ода-реквием" (1971, № 7), "Роль творческой индивидуальности в становлении национального стиля" (1971, № 9), "Поэзия оперного искусства" (1972, № 5), "Композиторы Москвы — трудящимся столицы" (1973, № 9), "Музыкальная критика и нравственность" (1974, № 8), "Прокофьев в ГАБТе" (1974, № 10), "Шесть дней "Ла Скала" (1975, № 1), "О воспитании композиторской молодежи" (1975, № 11), "О диалектике национального и интернационального" (1975, № 12), "Живая музыка Вагнера" (1976, № 4), "Что более всего необходимо молодым композиторам? — Взыскательная любовь!" (1976, № 8), "Становление" (Рапсодия на тему "Гия Канчели", 1976, № 10); в журн. "МЖ": "О программности в музыке" (1965, № 1), "О восприятии музыки" (1965, № 18), "О национальном в музыке" (1966, № 16), "Восьмая симфония Шостаковича" (1968, № 23), цикл "Симфонии Бетховена" (1970, № 15, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 24); "Кавказский меловой круг" ("Театр", 1976, № 4); в журн. "Сабчота хеловнеба" (на груз. яз.): "Классик советской музыки" (1955, № 4), "Прокофьев и мы" (1961, № 10), "Слово молодым" (1974, № 2), "Беседа о грузинской музыке" (1975, № 8), "Сегодняшний день грузинской музыки" (1976, № 9, 10), "Мастер" (1977, № 5), "Заметки об эстрадной музыке" (1977, № 7), "О воспитании музыкантов-творцов" (1977, № 9), "60 лет грузинской советской музыки" (1977, № 11). Соч.: "Отелло" А. Мачавариани.

М., 1958; А. Баланчивадзе.

М., 1959; Фортепианные сонаты Прокофьева.

М., 1962; Оперы Верди на сюжеты Шекспира.

М., 1966; Андрей Баланчивадзе.

Тбилиси, 1967.