Панаева-Карцова Александра Валерьяновна

(урожд. Панаева; по мужу Карцова; сцен. псевд. Сандра) [8(20).10.1853, Петербург — февр. 1942, Ленинград] — арт. оперы (сопрано), камерная певица и педагог.

Род. в семье инженера путей сообщения.

С шести лет жила в Новочеркасске.

С восьми лет начала учиться пению у Л. Леонова (Шарпантье), с 14 брала уроки пения у Н. Ирецкой в Петербурге (один год), затем у Г. Ниссен-Саломан.

В 1874—77 по совету И. Тургенева, совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у П. Виардо. (Здесь ее слушал Э. Золя.) В этот период подготовила партии Миньон (под рук. А. Тома), Маргариты ("Фауст", под рук. Ш. Гуно) и дебютировала на оперной сцене в Ницце. В 1878 дебютировала в Петербурге.

В 1880-х брала уроки пения у Л. Джонсон-Мисевич.

В 1886 выступала (под сцен. псевд. Сандра) в Милане (т-р "Даль Верме"), затем пела в Неаполе ("Аида", т-р "Сан Карло"), Триесте, Вероне, Венеции, Флоренции (совместно с А. Мазини).

В сезоне 1886/87 под тем же псевд. прин мала участие в спектаклях Моск. частной рус. оперы С. Мамонтова.

В апр. 1887 дебютировала в партии Антониды на сцене петерб.

Мариинского т-ра. Позднее (до 1893) гастролировала в Москве (Итал. опера, Рус. частная опера), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден"), Петербурге (Итал. опера, вместе с А. Мазини), Варшаве.

Обладала голосом "чарующего" тембра, сцен. талантом, имела редкой красоты внешность. 1-я исп. на рус. сцене партии Сандры ("Виллисы"). Др. партии: Марфа ("Царская невеста"), Юдифь ("Юдифь" А. Серова);

Маргарита ("Фауст"), Аида, Джильда, Джоконда, Валентина, Миньон.

Партнеры: М. Долина, М. Михайлов, Ф. Стравинский, Н. Унковский.

Пела п/у Э. Направника, И. Труффи.

С 1877 выступала в симф. и филармонич. концертах, в т. ч. в концерте с Э. Тамберликом (по его приглашению), пела также в ансамбле с виолончелистом А. Вержбиловичем. 18 авг. 1877 по инициативе П.-К. состоялся благотворительный оперный спектакль в пользу Красного Креста в Павловске, где были исп. 3-е д. из "Жизни за царя" М. Глинки, 3-е и 5-е д. из "Фауста" (партнеры: Н. Андреев, Н. Булычева и О. Минквиц).

В сезоне 1878/79, по совету А. Рубинштейна, принимала участие в благотворительных концертах в пользу жертв русско-турецкой войны. Участвовала в 1-м конц. исп. "Евгения Онегина" (1879, салон Ю. Абазы), где исп. партию Татьяны (партнеры: И. Прянишников, Е. Лавровская, П. Лодий). 5 марта 1887 выступила в петерб.

Дворянском собрании вместе с П. Чайковским (с к-рым познакомилась в 1879), где исп. ариозо Кумы ("Чародейка) и романсы ("Я тебе ничего не скажу", "Ночи безумные", "День ли царит"). Была 1-и исп. мн. его романсов.

П. Чайковский посвятил певице семь романсов (ор. 47, 1880, в их числе "Кабы знала я", "На землю сумрак пал", "Благословляю вас, леса", "День ли царит", "Я ли в поле да не травушка была"). Искусство певицы высоко ценили А. Апухтин, Ф. Достоевский, Э. Золя, братья Рубинштейн, И. Тургенев, Г. Флобер.

В 1893—1916 давала частные уроки пения, затем до 1922 преподавала в Муз. школе и 2-м Гос. муз. техникуме им. М. П. Мусоргского, с 1924 — в муз. школе при Пролеткульте, с 1925 давала частные уроки. Среди ее учеников — И. Алчевский и В. Сараджишвили.

Имеется портрет певицы худож. К. Маковского.

Соч.: Воспоминания о П. И. Чайковском // Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 140—161; Автобиография (рук., 24 сент. 1926). — в ГПБ, ф. 816, оп. 1, № 335, л. 46а—49; Краткое жизнеописание (рук., ок. 1941). — Там же, ф. 423, № 1377; Воспоминания о С. П. Данаурове, А. Н. Майкове и др., записанные А. Н. Лбовским 15 авг. 1946. — Там же, № 251. Лит.: История одной библиотеки // Сов. искусство. 1938. № 11. С. 4; Шпицер С. Первая исполнительница роли Татьяны // Ленинские искры (Л.). 1940. 23 марта; Первая Татьяна // Огонек. 1946. № 5. С. 31; Пызин В. Первая исполнительница романсов Чайковского // Нева (Л.). 1971. № 6. С. 220.