Петренко Елизавета Федоровна

[23.11(5. 12). 1880, Ахтырка, близ Харькова, ныне Сумской обл. — 28.10.1951, Москва] — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог.

Засл. деятель искусств РСФСР (1944). Род. в семье служащего земской управы.

Образование получила в Харьков. гимназии (здесь выступала в концертах и ученич. спектаклях).

В 1900—05 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой, оперный кл. О. Палечека), к-рую окончила с малой золотой медалью.

Позднее совершенствовалась в вокальном искусстве у К. Ферни-Джиральдони, уроки ритмики и танца брала у М. Фокина.

В 1905—15 солистка петерб.

Мариинского т-ра (дебютировала в партии Далилы).

В 1913 и 1914 гастролировала в моск. Большом т-ре. В 1915—17 выступала в петрогр.

Нар. доме (антр. А. Аксарина), в 1917—19 — в петрогр.

Т-ре муз. драмы, в 1921—22 солистка и режиссер моск. Т-ра муз. драмы. В 1907—14 с большим успехом гастролировала (вместе с Ф. Шаляпиным) в "Рус. сезонах" (антр. С. Дягилева) в Париже, Лондоне, Монте-Карло (1912) и Риме. В 1908 получила орден Серебряной Пальмы Парижской академии и в том же году была приглашена в "Гранд-Опера", на сцене к-рого выступила в партии Маддалены (партнеры — Э. Карузо и Н. Мельба, дирижер Т. Серафин).

Обладала ровным, во всех регистрах мощным голосом редкого по красоте и мягкости тембра, высокой муз. культурой, имела эффектную сцен. внешность.

Репертуар включал 63 партии (на сцене Мариинского т-ра спела св. 40 партий в 621 спектакле). 1-я исп. партий: Смерти ("Соловей", 26 мая 1914, Париж, т-р "Гранд-Опера", антр. С. Дягилева, дирижер Э. Купер); в Мариинском т-ре — Тизбы ("Анджело", 2-я ред.), Керкоты ("Наль и Дамаянти"); в Петербурге — Марины ("Добрыня Никитич", подготовила партию под рук. А. Гречанинова); на рус. сцене — Флосхильды ("Золото Рейна"); в Париже — Марфы ("Хованщина", 5 июня 1913, т-р Елисейских полей, антр. С. Дягилева), Марины Мнишек ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова, 19 мая 1908, т-р "Гранд-Опера", антр. С. Дягилева, дирижер Ф. Блуменфельд), Амелфы ("Золотой петушок", 21 мая 1914, антр. С. Дягилева).

Лучшие партии: Марина Мнишек, Марфа ("Хованщина"), Солоха ("Черевички"), Любаша ("Царская невеста"), Ганна ("Майская ночь"), Лель, Весна-красна, Амнерис, Кармен (готовила под рук. М. Славиной), Далила (готовила в Париже под рук. К. Сен-Санса), Фрика ("Золото Рейна"). Др. партии: Хивря, Хозяйка корчмы, Федор и Ксения ("Борис Годунов"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Груня ("Вражья сила"), Власьевна ("Псковитянка"), Полина ("Пиковая дама"), Любовь, Марьям, Бабариха, Алконост, Егоровна, Уберта;

Стефано ("Ромео и Джульетта"), Паж Урбан, Маллика, Мистрисс Бентсон, Эрда ("Зигфрид"), Вальтраута ("Валькирия" и "Гибель богов"). Партнеры: И. Алчевский, П. Андреев, А. М. Давыдов, И. Ершов, Ф. Литвин, В. Петров, Д. Смирнов, Л. Собинов, И. Тартаков, Ф. Шаляпин.

Пела п/у А. Бернарди, Ф. Блуменфельда, М. Голинкина, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Купера, С. Кусевицкого, Н. Малько, Э. Направника, А. Пазовского, Д. Похитонова, Н. Черепнина.

Работала с режиссерами В. Мейерхольдом, В. Шкафером.

Выступала также в опереттах, в т. ч. в "Веселой вдове" Ф. Легара.

П. была известной камерной певицей.

Гастролировала с концертами в Харькове, Ростове-н/Д, Екатеринодаре, Новороссийске, Анапе, Мин. Водах, Грозном, Владикавказе (ныне Орджоникидзе).

В концертах исп. романсы А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А. Бородина (1-я исп. "Для берегов отчизны дальной", инструментовка А. Глазунова, п/у А. Зилоти, 5 ноября 1905), Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Гречанинова (1-я исп. многих романсов композитора, к-рые готовила под его рук), рус. нар. песни. И. Стравинский посвятил П. романс "Весна". Искусство певицы высоко ценили Н. Римский-Корсаков, А. Оссовский, А. Луначарский.

Вела пед. деят-сти в 1919—21 проф. Екатеринодар. конс., в 1922—25 преподавала в моск. частном уч-ще В. Зограф-Плаксиной, в 1922— 48 — в Муз. уч-ще при Моск. конс., в 1925 педагог-вокалист в Студии им. Ф. И. Шаляпина, в 1926—27 — в Студии им. А. В. Луначарского, в 1927—33 — в Центр. техникуме театр. искусства, в 1928—30 — в Гос. муз. техникуме им. Гнесиных, в 1929—50 ведущий педагог в Моск. конс. (с 1935 проф., возглавила кафедру), одновременно в 1935—38 — в Муз. техникуме им. А. К. Глазунова.

В числе учеников (ок. 100) — Н. Александрийская, А. Веселовская, В. Викторова, С. Големба, А. Григорьева, Н. Клягина, М. Переверзева, Н. Покровская, Н. Поставничева, М. Рахманкулова, А. Свешникова, Н. Сильвестрова, Н. Суховицына, А. Турчина, Р. Хайкина-Розовская, Б. Досымжанов, А. Королев, Ш. Циргиладзе.

В 1932—34 занималась с группой вокалистов на радио. Принимала участие в работе Всесоюзной конференции вокальных педагогов и ученых (1937). Записывалась на грампластинки (св. 20 дисков; нек-рые — в ансамбле с А. Брагиным, Е. Виттингом, Л. Сибйряковым, М. Коваленко) в Петербурге "Пате, 1905; "Граммофон", 1906, 1909, 1910—12). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1947). Имеется портрет П. худож. Д. Шаронова (ГЦММК). Соч.: Работа с меццо-сопрано // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. 1940: Сб. статей. — М.; Л., 1941. С. 76—79. Лит.: Блюман Р. 60-летие Е. Ф. Петренко // Сов. искусство. 1940. 8 дек.; 60-летие Елизаветы Федоровны Петренко // Сов. музыкант. 1940. 10 дек.; Е. Ф. Петренко (Некролог) // Там же. 1951. 10 дек.; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 633; Его ж е. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 352; Переверзева М. Л. Творческая и педагогическая деятельность Е. Ф. Петренко. — М., 1970; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. 1894—1912. — Л., 1971. С. 94, 95, 116; Искренность переживаний // В мире музыки. 1980. Ежегодник. — М., 1979. С. 96—97; Локощенко Г. Елизавета Петренко // Сов. музыка. 1981. № 7. С. 142—143.