Петров Осип Афанасьевич

Петров Осип Афанасьевич — знаменитый оперный артист.

Родился в г. Елисаветграде и происходил из купеческого сословия "породы греческой", по выражению ревизских сказок.

Родственники его по матери — Петровы — были третьегильдейские купцы, впоследствии перечисленные в мещанское сословие.

Отец П. был мелкий бакалейный торговец, умерший вскоре после рождения О. А.; в ревизских же сказках П. записан без упоминания отца: у Семена П. — "племянник, рожденный от родной сестры его Авдотьи". Год и день рождения П. определяют различно: в большинстве биографий указывается 3-е ноября 1807 г., в статье же г. Ястребова, располагавшего, по-видимому, более достоверными данными, указывается 1805 г.; наконец, в рукописной биографии П., написанной П. П. Каратыгиным и находящейся в архиве Императорского Русского Исторического Общества, указывается 3-е ноября 1806 г. (эта дата выставлена и на могиле П.) Детство и юность П. протекли в условиях, очень мало благоприятствовавших развитию будущего артиста; этот период жизни П. представляет собой довольно часто встречающуюся в биографиях наших артистов картину напряженной борьбы пробуждающихся художественных наклонностей с противодействующим влиянием окружающей среды, настроенной враждебно и пугливо ко всему, что относится к области театрального искусства.

Детские годы П. провел в доме бабушки, у которой жила вся родня; грамоте учился в частной школе какого-то отставного артиллерийского капитана Шахова.

Мать П., занимавшаяся торговлей "крамарными товарами", жила в нужде и бедности и около 1820 г., окончательно обнищавши, поступила стряпухой к некоей Саранде (крестной матери П.). Живой, подвижный мальчик доставлял много хлопот матери своими шалостями и проказами, и она, чтобы сбыть с рук обузу, отдала его в услужение к своему брату Константину Саввичу П., державшему погребок.

Музыкальные наклонности пробудились в П. очень рано; еще мальчиком он певал дискантом на клиросе и по слуху выучился играть на гитаре — "на свою беду", как не раз говаривал он впоследствии, потому что дядя, человек старого закала, желавший сделать племянника исправным торговцем, весьма неодобрительно относился к увлечениям его музыкой и не одну гитару разбил об его голову.

Случилось, что в дом дяди П. назначен был на постой какой-то полковой капельмейстер, немец; заметив музыкальные способности П., он начал обучать его нотам и игре на кларнете; восхищенный его успехами, капельмейстер подарил ему кларнет, с которым П. уходил по ночам в поле, чтобы там на свободе предаваться любимому занятию.

Впоследствии капельмейстер познакомил П. и с другими инструментами.

В середине 1820-х гг. дядя П. уехал в Родос, оставив лавочку на попечении племянника.

П. не оправдал надежд дяди: в отсутствие его он частенько покучивал и привел торговые дела его в полное расстройство, за что дядя по приезде прогнал его. Около того времени, когда П. скитался без определенных занятий, в Елисаветграде давал спектакли харьковский антрепренер Штейн. Случайно познакомившись с П., он предложил ему поступить в свою труппу, и в 1826 г. П. не без успеха дебютировал в пьесах "Казак-стихотворец" и "Русалка". Последующие четыре года П. провел в странствованиях по южным городам, в которых труппа Штейна давала спектакли.

В 1830 г. труппа эта давала спектакли в Курске на коренной ярмарке; здесь увидал П. в роли матроса в драме с пением "Амстердамский палач" Коцебу режиссер С.-Петербургских театров Лебедев, посланный на юг для набора голосов в оперную труппу, и тут же предложил ему поступить в труппу императорских театров. 28-го июля 1830 г. П. приехал в Петербург, а с 1-го августа зачислен был в труппу и стал подготовляться под руководством капельмейстера Кавоса к дебюту.

Последний состоялся 10-го октября;

П. выступил в роли Зороастра в опере "Волшебная флейта" Моцарта, которую исполнил с средним успехом. "Бас его довольно приятен, — так аттестовал дебютанта рецензент "Северной Пчелы", — но весьма мало обработан, что доказал нам резкий переход его на высокие ноты". Затем П. выступил в "Волшебном стрелке" Вебера и "Бронзовом коне" Обера. Дирекцией заключен был с артистом контракт, согласно которому П. обязывался "в случае нужды играть и по драматической части по назначению дирекции, а в случае надобности и приказания все роли, которые будут начальством назначены, не отказываясь от оных ни под каким предлогом" и "играть даже на двух театрах в один день, буде сие окажется нужным". При поступлении в труппу П. назначено было 800 р. жалованья, 250 р. квартирных и десять сажен дров. Любопытно, что в первые три года службы П. в труппе Контора театров высылала в Елисаветград все следующие с него ревизские платежи; лишь в 1834 г. указом Правительствующего Сената от 12-го июля П. был исключен из податного сословия.

Поступивши на сцену, он вскоре выписал к себе мать и определил ее к какому-то месту при театре.

Поступление П. в труппу совпало с переломом оперного репертуара: старые оперы Боальдье, Чимарозы, Бертона и других постепенно сходили со сцены, уступая место свежим произведениям Мейербера, Герольда, Россини, Обера. Пред персоналом труппы открывалось широкое и благодарное поприще для применения своих художественных сил. П. обладал не только голосом необычайной, как гласит театральная традиция, силы и могучести, но также и артистическим темпераментом, благодаря чему вокальная и драматическая стороны исполняемой им роли сливались в гармоническое целое и производили впечатление полной законченности.

Следует еще сказать, что П. и после поступления в труппу не переставал работать над усовершенствованием своих природных сил; так, сознавая крупные пробелы своего музыкального образования, он проходил теорию музыки под руководством контрапунктиста И. Гунке. Каждую новую роль он изучал не только с психологической стороны, но и с исторической, т. е. путем подходящего чтения старался уяснить себе обстановку, среду и все внешние условия, в которых приходилось жить данному действующему лицу. Благодаря этому, исполнение П. всегда носило характер яркой типичности, поражая правдивостью и обдуманной обработкой деталей.

Почти с первых шагов своей театральной деятельности П. удалось привлечь к себе внимание публики и театральной критики.

Уже в сезон 1834—1835 гг. П. заставил много говорить о себе превосходным исполнением главной роли в опере Герольда "Цампа", где он "выдавался из ряда вон", и Бертрама в опере Мейербера "Роберт-Дьявол"; современники называют "потрясающим" впечатление, которое производил П. в этой последней роли. Успех П. имел для него благоприятные результаты и в материальном отношении: с ним был заключен контракт на более выгодных условиях.

Кроме того, "за особенное усердие при представлении оперы "Роберт-Дьявол", ему был пожалован бриллиантовый перстень, а в 1835 г. он вторично удостоился такого же пожалования за исполнение роли Бертрама в "Роберте" в 50-й раз. 27-е ноября 1836 г. составляет эпоху в истории русской оперы: тогда состоялось первое представление оперы "Жизнь за Царя" Глинки.

День этот можно считать также эпохой в сценической деятельности П.: идеальным исполнением партии Сусанина артист навеки связал свое имя с именем гениального композитора и приобрел право на одно из почетнейших мест в летописях русской оперной сцены. По отношению к операм Глинки за П. следует признать ту же заслугу, какая принадлежит, напр., M. С. Щепкину в отношении драматических произведений Гоголя, а П. М. Садовскому — Островского.

В исполнении П. достоинства глинкинской музыки выступали рельефнее, красоты ее, благодаря хорошей передаче, неотразимо очаровывали слушателей, а общий тон, общий характер передачи сделался традицией, которая и доселе держится на сцене, считаясь образцом.

Разъясняя значение П., как истолкователя глинкинской музыки, г-жа Серова говорит: "П. был наш первый самостоятельный русский артист... Глинка и П. были чистыми продуктами первых десятилетий нашего (т. е. XIX) века; незнание русской жизни, но стремление к выражению ее — общая черта в литературном и, следовательно, в общем образованном мире. Глинка так же мало знал русского крестьянина, как и, наверное, П. его мало знает, но серьезное стремление их, хотя и во внешних приемах, изобразить его есть дорогое начало национального нашего искусства". До 1866 г. П. оставался единственным исполнителем партии Сусанина, в которой ему пришлось выступить общим счетом 293 раза, и публика до такой степени привыкла видеть П. в этой роли, что когда партия Сусанина была передана другому басу, то пресса, опираясь, очевидно, на общественное мнение, осыпала Дирекцию градом незаслуженных упреков, которые на теперешнего читателя производят комическое впечатление.

Выдающийся успех, которым сопровождалось исполнение П. партии Сусанина, утвердили за артистом исключительное положение в труппе.

С тех пор он приобретает решающее влияние на репертуар: Дирекция находит выгодным ставить преимущественно те оперы, которые идут с участием П. Постановка "Руслана и Людмилы" 27-го ноября 1842 г., где П. исполнил партию Руслана, и "Русалки" Даргомыжского в 1856 г., где П. создал бесподобный тип мельника, дали артисту случай пожать новые лавры. Любопытно сопоставить отзывы об исполнении П. роли мельника в два различные периода его сценической карьеры.

Рецензент "Северной Пчелы" писал в 1856 г. следующее: "Смело можно сказать, что г. П. созданием этой роли приобрел несомненное сугубое право на титул артиста.

Мимика его, искусная декламация, необычайно ясное произношение, правильное просодие — заслуживают величайшей похвалы.

Мимическое искусство доведено у него до такой степени совершенства, что в третьем действии при одном его появлении, не слыхав еще ни одного слова, зрители уже сознают по выражению лица, по судорожному движению его рук, что несчастный мельник помешан". В 1868 г. рецензент "С.-Петербургских Ведомостей" по поводу той же роли писал: "Роль мельника принадлежит к числу трех бесподобных типов, созданных г. П. в трех русских операх, и едва ли его художественное творчество не достигло в мельнике высших пределов.

Во всех разнообразных положениях мельника, в которых у него обнаруживается жадность, низкопоклонство пред князем, радость при виде денег, отчаяние, умопомешательство — П. равно велик". Сопоставление этих отзывов показывает, что талант П. обладал неувядаемостью, был так же свеж и чарующ на склоне его деятельности, как и в пору полного ее расцвета, что, как известно, встречается не часто. Это тем более удивительно, что в тогдашнее время театральная служба была не из легких.

Труды П. по сцене были огромны: в некоторые месяцы ему приходилось выступать по 24 раза, т. е. чуть ли не ежедневно, вообще же в месяц приходилось участвовать в 12—17 оперных спектаклях, так как труппа была мала, в остальные же дни он нередко бывал занят в драматическом театре.

Насколько утомительна и даже гибельна для артистов была такая напряженная служба, показывает следующий случай.

В 1835 г., как-то в конце сезона, П. пришлось выступать в роли Заруцкого в драме "Рука Всевышнего отечество спасла", причем накануне этого дня П. пел Бертрама.

В последнем акте названной драмы Заруцкого выносят раненного; едва только положили П. на сцене, у него хлынула из горла кровь. Занавес опустили и больного снесли в уборную, где прибывший доктор кое-как остановил кровь. Но П. должен был в тот же вечер выступить еще в водевиле "Артист", в роли учителя декламации, где, между прочим, много нужно было кричать.

Сколько ни просил П., как ни уговаривал доктор режиссера избавить больного от участия в водевиле, П. все-таки заставили исполнить роль, после чего, конечно, кровь опять хлынула и в результате П. прохворал несколько месяцев.

За время своей театральной службы П. участвовал в 106 операх, в которых исполнил 131 роль. В некоторых операх П. исполнял по четыре роли (напр., в "Фрейшюце" роли Килиана, Куно, Каспара и Оберона).

П. пел как в русской, так и в итальянской опере, причем в последней исполнение его нисколько не блекло от соседства с такими талантами, как Рубини и Полина Виардо.

В 1876 г. с небывалой торжественностью отпразднован был 50-летний юбилей сценической деятельности артиста.

В награду за 45 лет службы на казенной сцене П. дан был бенефис (21-го апреля), обратившийся в сплошную овацию по адресу артиста; бенефициант удостоен был Высочайшей награды (осыпанная бриллиантами золотая медаль на шею); 24-го апреля устроено было юбилейное чествование П. С.-Петербургским отделением Императорского Русского Музыкального Общества, почетным членом коего юбиляр состоял с 1861 г. Для увековечения заслуг П. Обществом постановлено было поставить бюст его в испытательной зале Консерватории и учредить стипендию его имени. Председатель Общества великий князь Константин Николаевич удостоил П. рескриптом.

В числе приветствий, полученных П. в день юбилея, заслуживает упоминания восторженное письмо Тамберлика.

В последние годы жизни П. не отказывался от самых скромных, второстепенных ролей, выдвигая их нередко на первый план. Скончался П. 27-го февраля 1878 г. и похоронен на Митрофаниевском кладбище.

Он был женат на известной артистке Анне Яковлевне Воробьевой, с которой он обвенчался 28-го июля 1837 г. и которая пережила его на 23 года (она умерла в 1901 г.). Как человек, П. оставил по себе безупречную память: он чуждался закулисных интриг, ни в ком не заискивал и предпочитал идти прямым путем, дорожа лишь любовью публики.

Заслуги П. в деяниях русского театра должны быть признаны весьма крупными и далеко не исчерпываются тем высоким художественным наслаждением, которое доставляло каждое появление артиста на сцене его современникам.

Немалое число произведений русских композиторов обязаны своей популярностью П., который вкладывал всю силу своего художественного творчества в дело создания русских музыкальных типов. Передача оперных ролей Петрова была лучшей школой для молодых артистов, которые подражали его дикции и игре. Наконец, следует упомянуть еще об одной заслуге П. пред русским театром, отмеченной профессором В. В. Никольским в его речи, произнесенной в день юбилейного чествования артиста.

По словам Никольского, П. своей удивительной фразировкой и выговором слов сделал невозможными глупые либретто, глупую, неверную декламацию, неправильные обороты речи. Все эти заслуги дают П. право на почетное место в кругу деятелей, трудами и талантом которых создана национальная русская опера. А. И. Вольф, Хроника петербургских театров, СПб., 1882 г.; Рубец, Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей, СПб., 1886 г.; В. Марков, Исторический очерк русской оперы с самого начала по 1862 г., СПб., 1862 г.; Воспоминание о 50-летнем юбилее О. А. Петрова, СПб., 1876 г.; В. Ястребов, О. A. П-в. Годы его детства и юности (в "Русской Старине" 1882 г., т. ХХХVI); M. M. Иванов, Из прошлого нашей оперной сцены (по поводу смерти А. Я. П.-Воробьевой) — "Новое время" 1901 г., № 9040; "Нива" 1891 г., № 18; "Музыкальный Свет"; 1876 г.; № 16 и 17; "Голос" 1876 г., № 108 и 114; В. Серова, "Жизнь за Царя с новым персоналом" — в "Музыке и Театре" 1868 г., № 17; "Биржевые Ведомости" 1878 г., № 59, 61 и 62; "Голос" 1878 г., № 60 и 62; "Новое Время" 1878 г., № 720—722; "Северная Пчела" 1830 г., № 126; Воспоминания А. Я. Петровой, урожденной Воробьевой, по поводу 500 представления оп. "Жизнь за Царя", (в "Русской Старине" 1880 г., т. XXVI); M. К. История оперы. M., 1874 г.; Воспоминания Головачевой-Панаевой.

СПб., 1890 г.; "С. Петербургские Ведомости" 1868 г., № 120; 1869 г., № 290; 1874 г., № 300; 1875 г., № 293; 1876 г., № 105, 112. К. Храневич. {Половцов} Петров, Осип Афанасьевич — известный оперный певец (1807—1878). С самого детства страстно относился к музыке, еще ребенком пел в церковном хоре, играл на народных инструментах, выучился игре на кларнете и фаготе.

Так как дядя, у которого он жил (в Елизаветграде), запрещал подобные занятия, то П. уходил для них в поле. 19-ти лет дебютировал в оперетте "Казак-стихотворец"; пел на сценах харьковского, одесского, николаевского, курского и других театров.

В 1830 г. поступил на императорскую сцену в Петербурге и с большим успехом дебютировал в роли Зороастра в "Волшебной флейте" Моцарта.

До конца жизни оставаясь в труппе русской оперы, П. исполнил более 130 самых разнообразных ролей. Обладая превосходным голосом — басом (который М. И. Глинка называл могучим) и большим сценическим талантом, П. постоянно служил украшением оперной сцены; исполнял роли драматические, комические, полусерьезные с одинаковой художественной силой. Особенное дарование П. проявлял в русских операх; его художественная деятельность тесно связана с операми "Жизнь за царя", "Русланом", "Русалкой", "Рогнедой", в которых он создал роли Сусанина, Фарлафа, мельника, Владимира.

Н. С. {Брокгауз} Петров, Осип Афанасьевич — знаменитый русский певец, род. 3 ноября 1807 в Елисаветграде, ум. 2 марта 1878 в СПб. Рано лишившись отца, воспитывался в семье дяди, гуртовщика и бакалейного торговца, у которого служил затем прикащиком.

П. рано стал петь в церковном хоре; он играл также на гитаре и кларнете, от квартировавшего в их доме военного капельмейстера выучился нотам и подружившись с актерами, пробовал даже выступать на сцене в Елисаветграде.

Дядя, узнав об этом, прогнал его из города и сделал пастухом, но и в степи П. больше думал о музыке, чем о стаде, пока наконец вовсе не ушел от дяди. 1826 он дебютировал в Елисаветграде в оперетте Кавоса "Казак-Стихотворец" и с той поры до смерти не покидал сцены. Четыре года П. странствовал с труппою по провинции, пока 1830 в Курске на ярмарке режиссер СПб. театров Лебедев не услыхал его в драме с пением " Амстердамский палач". Пораженный талантом П., Лебедев повез его в СПб., где П. в том же году был зачислен в артисты Имп. театров.

Здесь он дебютировал в партии Зороастра в "Волшебной флейте". Успех П. был огромный и затем все возрастал, особенно после исполнения партий Бертрама в "Роберте-Дьяволе" и Каспара в "Волшебном стрелке". Голос его, соединявший в себе бас и баритон, простирался от Н контроктавы до двухчертного gis, и отличался ровностью, красотой и способностью к необыкновенному разнообразию тембра; богатство мимики, тонкость грима и вообще художественная правда передачи, зависевшая между прочим и от тщательного изучения бытовых и историко-психологических особенностей каждой роли — все это поднимало П. на такую высоту, какой до него не достигал ни один из русских артистов.

П. суждено было создать (1836) главную роль в опере, с которой начинается новая эра в русском искусстве — "Жизни за Царя". Он был первым и может быть лучшим Сусаниным.

Вместе с ним в опере Глинки возбуждала восторги (в роли Вани) контральто Воробьева (см.), на которой П. женился 1837. Роль Руслана во второй опере Глинки (1842) была написана для П. в расчете на его исключительные голосовые средства и оттого так трудна для других певцов; позже П. с не меньшим совершенством пел в той же опере комической партию Фарлафа.

Вообще, если Глинка создал самостоятельную русскую оперу, то П. был первым самостоятельным русским артистом, сумевшим создать новые, небывалые дотоле на оперной сцене, русские типы и даже новые приемы исполнения (мелодический речитатив).

Но лучшею в репертуаре П. была партия мельника в "Русалке" Даргомыжского, идеально соответствовавшая оригинальнейшим особенностям его сценического дарования и голоса.

П. же был первым Лепорелло в "Каменном госте" Даргомыжского, Грозным в "Псковитянке" Римского-Корсакова, Варлаамом в "Борисе Годунове" Мусоргского и т. д. Вообще, за свою долгую карьеру ему пришлось выступать в ролях самых разнообразных по характеру, как русских, так и иностранных (между прочим также в итальянской и немецких операх).

П. отличался выдающимися личными качествами; всю жизнь он работал над своим самообразованием; добросовестность его была беспримерна: за всю свою артистическую карьеру он только раз пропустил спектакль по случаю смерти сына и еще за 4 дня до смерти пел на сцене. В 1871 праздновался необычайно торжественно 50-летний юбилей артистической деятельности П. (он пел Сусанина); между прочим ему поднесены были от публики 10000 руб. См. "О. А. П." (3-й т. собрания сочинений В. Стасова);

Компанейский, "Великий русский певец" ("Рус. Муз. Газ.", 1903, № 9); "Воспоминание о 50-летнем юбилее О. А. П." (СПб., 1876). {Риман} Петров, Осип Афанасьевич [3(15).11.1807, Елизаветград, ныне Кировоград — 27.2(11.3).1878, Петербург] — арт. оперы (бас), оперетты и драмы, камерный певец и педагог.

Род. в семье торговца.

После смерти отца воспитывался в семье дяди. Обладая звонким дискантом, с семи лет пел в церковном хоре. Обучался муз. грамоте под рук. полкового капельмейстера Бехмана, а также игре на балалайке, гитаре, флейте, кларнете, фаготе, контрабасе.

В 1826 поступил в Елизаветград. театр. труппу Д. Жураховского, где вначале работал статистом, затем дебютировал в опере-водевиле "Казак-стихотворец" К. Кавоса.

Позднее, переехав в Николаев, перешел в антр. И. Штейна, в к-рой четыре года выступал в оперных и драм. спектаклях.

С этим коллективом был во многих городах, в т. ч. в Одессе, Харькове, Полтаве (здесь познакомился с М. Щепкиным; впоследствии дружил с ним и пользовался советами акт.). В 1830 в Курске был приглашен режиссером петерб. х-ров М. Лебедевым на пробу в Петербург и в авг. того же года зачислен в труппу Петерб. оперы (Большой т-р, с сер. 1850-х гг. — Театр-цирк, с 1860 — Мариинский т-р), где выступал до 1878. Здесь под рук. К. Кавоса за два месяца подготовил для дебюта партию Зарастро.

Обладал голосом феноменальной силы, ровности, богатством тембровых красок и обширного диапазона (две с половиной октавы: от контра-си до верхнего соль-диез), к-рый позволил исп. низкие басовые и баритоновые партии.

С первых же лет сцен. деят-сти проявил богатейшие творческие возможности как певец и актер. П. постоянно совершенствовал свое вокальное и сцен. мастерство: в 1830—34 брал уроки пения у Ф. Даль-Окки, К. Кавоса и И. Рупина, учился игре на ф-п. у О. Гунке, работал над дикцией под рук. арт. драмы Я. Брянского, пользовался советами известных драм. актеров В. Самойлова и И. Сосницкого.

В нач. 1830-х гг. выступал в основном в зарубеж. репертуаре.

Большое влияние на дальнейшую сцен. деят-сть певца оказало знакомство в 1835 с М. Глинкой, к-рый специально для занятий вокалом с П. написал "Упражнения для совершенствования гибкости голоса". На оперной сцене выступил в 109 операх, в к-рых исп. ок. 130 разнохарактерных партий (героич., комич., буффонные, лирич.). 1-й исп. партий: Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки; выступал в этой партии ок. 300 раз на протяжении 40 лет; трактовка роли, подготовленной под рук. композитора, стала эталоном для последующих поколений рус. певцов), Руслан ("Руслан и Людмила", подготовил под рук. Глинки; несмотря на огромный успех, певец редко выступал в этой партии), Неизвестного ("Параша Сибирячка"), Неизвестного ("Ольга, дочь изгнанника"), Инвалида ("За богом молитва, за царем служба не пропадает"), Волынского ("Куликовская битва"), Бориса Петровича ("Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры"), Гаспара ("Чародей"), Гольдмана ("Ундина"), Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского, одна из лучших в репертуаре;

Ц. Кюи писал: "Игру его до мельчайших жестов и выражение пения до мельчайших оттенков голоса, я считаю достойными удивления и изучения"), Василия Кочубея ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Чучора ("Кроатка, или Соперницы"), Озия ("Юдифь"), Красного солнышка ("Рогнеда"), Проезжего купца ("Вражья сила"), Лепорелло ("Каменный гость", в работе над ролью певцу помогал М. Мусоргский), Ивана Грозного ("Псковитянка", 1-ред.), Кольпа ("Ермак"), Альтада ("Сарданапал"), Гудала ("Демон" А. Рубинштейна), Варлаама ("Борис Годунов", 2-я ред.; подготовил под рук. Мусоргского), Головы ("Кузнец Вакула"); в моск. Большом т-ре — Фарлафа ("Руслан и Людмила"; в этой партии, по мнению А. Серова, был одним из лучших); в Петербурге — Неизвестного ("Аскольдова могила"), Завольского ("Тоска по родине"), Клода Фролло ("Эсмеральда" А. Даргомыжского), Жиля Переца ("Черное домино, или Таинственная маска"), Цампы ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста"), Бертрама ("Роберт-Дьявол", считался непревзойденным исп. роли на рус. сцене, создавшим сцен. образ в его вокально-драм. единстве), Барона Сальдорфа ("Невеста"); на рус. сцене — Ассура ("Семирамида"), ? ("Швейцарская хижина" А. Адана), Матео ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Оровеза ("Норма"), Белькоре ("Любовный напиток"), Плумкета ("Марта, или Ричмондский рынок"), ? ("Велизарий"), Фальстафа ("Виндзорские кумушки"), Сен-Бри ("Гугеноты"), Пиетро ("Фенелла, или Немая из Портичи", на итал. яз.), Дандини ("Золушка" Дж. Россини), Герцога ("Сирена"), Роланда де ла Бретоньера ("Мушкетеры королевы"), Симея ("Маккавеи"), Графа Родольфа ("Сомнамбула"), Педро ("Индра"), Альфонса ("Лукреция Борджа"), Графа Бакерони ("Элиза и Клавдио"); в России — Аримберто ("Бьянка и Гуальтьеро"). Среди др. лучших партий: Фарлаф, Выборный, Каспар ("Вольный стрелок"). Др. партии: Сусанин ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Твардовский ("Пан Твардовский"), Тароп, Пентюхин, Брандт;

Папагено, Лепорелло ("Дон Жуан"), Фигаро и Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фернандо ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Сенешаль ("Жан Парижский") Рихард ("Швейцарское семейство, или Тоска по отчизне"), Иаков ("Иосиф в Египте"), Вильгельм Телль, Гамильтон Дон Буцефало, Граф Бакерони, Рутвен, Цампа, Людовик, Коменж, Олифур.

Постоянной партнершей П. на протяжении десяти лет (1835—45), помощницей в разучивании партий была его жена А. Петрова-Воробьева.

Др. партнеры: П. Виардо, С. Гулак-Артемовский, Ф. Комиссаржевский, Д. Леонова, Л. Лаблаш, А. Латышева, Э. Лилеева, И. Мельников, Ф. Никольский, Ю. Платонова, Дж. Рубини, Ф. Стравинский, А. Тамбурини.

Пел п/у К. Альбрехта, И. Иоганниса, К. Кавоса, К. Лядова, Э. Направника, Г. Ромберга, А. Рубинштейна.

Сцен. деят-сть П. сыграла огромную роль в истории рус. оперы. Образцы, созданные великим певцом, заложили основы рус. нац. школы оперного исполнительства.

В 1832 выступил в роли атамана Башлыка в пьесе "Двумужница" А. Шаховского.

Певец был известен также как тонкий интерпретатор романсов М. Глинки ("Ночной смотр"), А. Даргомыжского ("Капрал"), М. Мусоргского ("Савишна", "Сиротка", "Трепак"), укр. нар. песен. Среди его учеников — Н. Компанейский.

П. был в дружеских отношениях со многими рус. композиторами.

Мусоргский писал о певце: "Он вскормил меня художественной правдой, он вдохновлял меня к творчеству". Композитор посвятил П. "Трепак" (№ 3) из цикла "Песни и пляски смерти" (1875), А. Рубинштейн — романс "Волки", П. Чайковский написал к 50-летнему юбилею П. кантату-гимн "Умиляя сердце человека" на сл. Н. Некрасова (1875). Имеются портреты певца худож. С. Зарянки (1849), К. Маковского (1870), П. Каратыгина (в роли Бертрама), а также бюст арт. (1876, скульптор Н. Лаверецкий (ЛИТМиК).

Соч. Из неизданной автобиографии О. А. Петрова // Новое время. 1903. 24 февр., № 9689. С. 2; 3 марта. № 9696. С. 2. Лит.: Кублицкий M. E. История оперы в лучших ее представителях: Композиторы. — Певцы. — Певицы. — М., 1874. С. 249—251; Толстой Ф. Очерк жизни О. А. Петрова. — СПб., 1876, прилож. к № 20 журн. "Муз. свет"; Воспоминания о 50-летнем юбилее Осипа Афанасьевича Петрова 21 апреля 1875. — СПб., 1876; Стасов В. В. О. А. Петров // Русские современные деятели. — СПб., 1877. Т. 2. С. 79—92; То же в его кн.: Статьи о музыке.

Вып. 2. — М., 1976; Ястребцов В. О. А. Петров: Годы детства и юности // Рус. старина. 1882. Т. XXXVI. С. 377; Компанейский Н. Великий русский певец Петров: Личные воспоминания и записи бесед // РМГ. 1903. № 9. Стлб. 227; Его же. О постановке в Александровском саду бюста Петрова — Сусанина // Там же. 1907. № 42; Русские самородки в жизнеописаниях и изображениях.

Вып. IX: Певцы. — СПб.: изд. Ученого Совета св. Синода, 1910; Шлифштейн С. Великий певец О. А. Петров // Сов. искусство. 1937. № 42; Львов М. Осип Афанасьевич Петров. — М.; Л., 1946; Ласточкина Е. Осип Петров. — M.; JI., 1950; Выдающийся русский певец // Сов. музыка. 1952. № 11; М. И. Глинка: Литературное наследие.

Т. 1. — М.; Л., 1952; Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. — М., 1955; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.

Очерк. — Л., 1959. С. 735—749; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1836— 1856. — Л., 1969. С. 53; Ливанова Т. Н. Оперная критика в России.

Т. 1. Вып. 1—2; Т. 2. Вып. 3— 4. — М., 1966— 1973 (вып. 1 совм. с Протопоповым В. В.); Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845—1857. — М., 1973. Т. 2. С. 325, 350. Петров, Осип Афанасьевич оперн. певец; р. 3 ноября 1807 г. (? 6 г.), † 27 февр. 1878 г. {Половцов}