Петров Владимир Михайлович

(р. 20.12.1937) — спец. в обл. филос. культуры, эстетики, лингвистики, литературоведения и искусствознания; канд. физ.-матем. наук, д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.

Окончил ф-т электронной техники Моск. энергетич. ин-та (1961). Работал в обл. физики.

В 1964—1973 руководил Эстетич. секцией проблемной группы по семиотике при МГУ. В 1960—1980-х гг. участвовал (в качестве организатора, публициста, теоретика, поэта и прозаика) в пяти моск. самиздатовских журн.; позднее опубликовал кн. художеств. переводов "Калейдоскоп.

Английская, французская и итальянская поэзия XIX— XX столетий.

Стихи 38 поэтов в переводах В.Петрова" (М., 2000) и кн. оригинальной поэзии "Обратимость времени.

Из лирики 1950—1980-х годов" (М., 2000). Переводчик и популяризатор зап. работ по культурологии: "Семиотика и искусствометрия: Современные зарубежные исследования". [В соавт.]. М., 1972. Один из основателей сер. науч.-популярных ежегодников "Число и мысль" (М., 1978—1987). С 1978 — в Гос. ин-те искусствознания: ст. н.с, а с 1999 — гл. н. с. С 1997 — почетный проф. Пермского гос. ин-та искусств и культуры, с 1999 — адъюнкт-проф. Калифорнийского ун-та и Мэнского ун-та (США). Докт. дисс. — "Методологические и методические проблемы комплексного исследования приобщения человека к искусству" (1993). Иссл. П. сосредоточены в двух направлениях: 1) теоретико-информац. подход к эволюции и функционированию сложных систем — от биол. до социокультурных; 2) разработка и применение количеств, методов измерений для гуманит. и соц. наук, включая задачи культурной политики.

В работах П. используется преимущественно "логико-дедуктивный" метод, заключающийся в последовательном развертывании теор. конструкции, в основании к-рой лежит "принцип максимума информации". На завершающем этапе такого "конструирования" получаются результаты, относящиеся к структурам разл. систем, включая язык, систему художеств. культуры и произведения искусства (музыки, живописи, поэзии, прозы и др.). Член редколл. междунар. журн. "Empirical Studies of the Arts". Акад. Академии гуманит. наук, акад. Междунар. академии информатизации, вице-президент Отделения информац. культуры этой Академии, вице-президент Междунар. ассоциации эмпир. эстетики.

Соч.: Математика и социальные процессы: Гиперболические распределения и их применение. [В соавт.]. М., 1980; Вопросы методологии эстетического анализа искусства. [В соавт.]. Ташкент, 1984; Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. [В соавт.]. Рига, 1985; Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. [В соавт.]. М., 1990; Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики.

М., 1991; Информация — поведение — творчество. [В соавт.]. М., 1991; Information and Creation: Integrating the "Two Cultures". [В соавт.]. Basel, 1995; Перспективы развития искусства: Методы прогнозирования. [В соавт.]. М., 1996; Прямое и непрямое воздействие искусства: Проблемы методологии и методики исследования.

М., 1997; Количественные методы в искусствознании: Пространство и время художественного мира. М., 2000. Петров, Владимир Михайлович Род. 1896, ум. 1966. Кинорежиссер, сценарист, актер. Фильмография: "Гроза" (1934), "Петр I" (1937—1939), "Кутузов" (1944), "Сталинградская битва" (1949), "Поединок" (1957), "Русский лес" (1964) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1946 дважды, 1950). Народный артист СССР (1950). Петров, Владимир Михайлович (Пролетарский;

Шорохов Афанасий).

Род. 1907, ум. 1991. Разведчик-невозвращенец.

Сотрудник ОГПУ с 1927 г. Работал в Китае (1937—1941), Швеции (1942), Австралии (с конца 40-х гг.). В 1954 г. перевербован австралийской разведкой (предоставил информацию о советской резидентуре в Австралии, Швеции и др. странах) и попросил политического убежища.

Впоследствии жил под именем Свена Эллисона.