Пилиховский Леопольд

— живописец; род. в 1869 г. в небольшом местечке Калишской губернии; художественное образование получил в Мюнхене и в Париже.

Детство, проведенное в польской деревне, учение в хедере и бет-га-мидраше, жизнь в Лодзи, одном из центров польского еврейства, дали П. те основные впечатления, которыми определяется характер его творчества.

Годы учения за границей, пребывание в Париже не только не отвлекли его от первоначально намечавшихся задач, а, напротив, способствовали выявлению его индивидуальности.

Пройденная за границей школа дала ему техническое умение, обнаруживающееся у него главным образом в развитом чувстве композиции, смелой трактовке и размашистом, виртуозном мазке. Работы Л. Пилиховского: "Досуг", "В раздумье", "Усталые странники". Своеобразные в бытовом отношении типы евреев, которые П. зарисовал у себя на родине, служат не моделями для жанровых картинок, а являются элементами творений, значительных по замыслу и цельности настроения.

Так, на полотне "Иом-Киппур" патриархальные фигуры трех молящихся евреев, задрапированных в талесы, сгруппированы с удивительным декоративным тактом.

Если бы не дефект в освещении, эта картина была бы одним из лучших произведений П. В позднейшей трактовке той же темы П. дает массовую сцену в синагоге.

П. прекрасно удались характеристика отдельных лиц на этой картине, общее впечатление молитвенного пафоса и какая-то специфическая нота "еврейского горя", придающая его образам что-то трагическое.

Даже самые заурядные лица приобретают у П. особую значительность; так, например, типичная фигура еврея-старьевщика с посохом и перекинутой через плечо ношей вырастают у П. в символический образ вечного жида ("Handel-Handel"). Для П. не существует веселых сюжетов.

В картине "Свадьба" не видно веселья и смеха; даже шутливая речь свадебного балагура не вызывает улыбок.

Выражение сосредоточенной озабоченности застыло в скорбных лицах, в усталых позах. Лучше всего это передано в картинах "Усталые странники", "Где покой", "В ожидании". Однако, нигде так гармонично не сочетались в творчестве П. монументальность и экспрессия, как в выставленном на "Grosse Berliner Kunstausstellung" 1911 г. произведении "Pieta". Здесь П. обнаружил то спокойствие и выразительность, которые характеризуют зрелое, вполне овладевшее своими средствами творчество.

Таким зрелым мастером П. обнаруживает себя в полной мечтательного настроения вещи "Памяти Шопена" и в прекрасных портретах, из которых назовем вдумчивый портрет скрипача Коханского.

В них все более и более становится явным стремление художника к выразительной простоте, его намеренное пренебрежение к несущественным деталям, которые в ранних его портретах отделывались им с особой тщательностью.

В настоящее время (1912 г.) творчество П. находится в поре полного расцвета.

П. выставляет обыкновенно в парижском "Salon des artistes francais". Ср.: K., Werke v. L. Pilichowski (Ost. und West, 1908, Heft 3); N. Sokolow, Die neuesten Arbeiten L. Pilichowski''s (Ost u. West, 1911, Heft 10; русский пер. в Рассвете, 1911 г., № 46). Рах. Бернштейн. {Евр. энц.}