Пинский Давид

— писатель.

Род. в Северо-Западном крае в конце 60-х годов XIX в. Ныне (1912) живет в Нью-Йорке. Первые рассказы П. из рабочей жизни, появившиеся в начале 90-х годов (в издаваемых Перецом "Judische Bibliotek" и "Blettlech"), обратили на себя внимание новизной темы и сочностью колорита.

П. первый в еврейской литературе художественно воспроизвел пробуждение классового самосознания в трудящихся массах еврейской черты. Особым успехом пользовалась его драма из рабочей жизни — "Aisik Scheftel" (1899), являющаяся наиболее законченным в художественном отношении сочинением П. Постепенно П. перешел от социальных тем к национальным.

Из написанных П. за последующий период произведений наибольшей известностью пользовалась его "трагедия о единственном и последнем еврее", "Di Familie Zewi", написанная после кишиневского погрома.

В ней Пинский в романтически-символической форме пытался изобразить трагическую гибель старого патриархального еврейства в его борьбе за дорогие ему идеалы.

П. написал еще ряд других драм: "Jesurim" (1899), "Di Muter" (1901), "Gliksvergessene" (1904), "Jenkel der Schmied" (1906), "Der eibiger Id" (1906), "Gabri un di Frauen" (1910), "Der Ozer" (1906). Последняя была поставлена (1910) в берлинском "Deutsches Theater". Истории еврейской драмы П. посвятил работу "Das Idische Drama" (1909). В 1906—07 гг. в Нью-Йорке вышло в двух томах собрание рассказов П., распределенных по трем рубрикам: 1) "Liebe", 2) "Altinke", 3) "Arbeiter Leben". Издательство Ha-Schachar в Варшаве выпустило том драм П. Ср.: Baal Machschobot, Geklibene Schriften, I, 147—166; J. Entin, в Zukunft, 1906, VII—VIII; S. Niger, Leben un Wissenschaft, 1910, XI. {Евр. энц.} Пинский, Давид [1872—] — еврейский писатель.

Род. в Moгилеве-на-Днепре.

Свою литературную деятельность начал в 90-х годах прошлого столетия.

В расцвете своего художественного творчества [в 90-х гг.] П. находился под сильным влиянием нараставшего революционного движения.

В то время он был одним из немногих еврейских писателей в России, изображавших в своих произведениях еврейский трудящийся люд, еврейского рабочего.

Ряд его рассказов рисует быт еврейских трудящихся, жестоко эксплуатируемых отсталым, связанным с пережитками средневековья капитализмом.

У героев произведений П. пробуждается протест против беспощадной физической и духовной эксплуатации.

Однако этот протест не осмысливается ими в духе классовой борьбы.

Образов подлинных революционеров у П. нет; идея социализма в значительной степени носит просветительский характер: во многих рассказах и фельетонах П. культивирует мысль, что просвещение народа — единственное средство побороть мировое "социальное зло". Писатель акцентирует духовную несамостоятельность рабочего человека.

В лучший, наиболее зрелый период своего творчества, в то время, когда шла подготовка пролетариата к будущим классовым боям с царизмом и буржуазией, П. был представителем мелкобуржуазного социализма.

С приближением революции П. отошел от революционного движения, изменив последнему.

Он погрузился в "национальную историю", в индивидуализм.

Написал много драм и трагедий, прославляющих "былую духовную красоту вечного еврея" и "великое счастье" одиночества.

В этих произведениях П. мелкобуржуазный национализм сочетается с крайним эстетским индивидуализмом; одновременно сильно снизился и художественный талант П. В настоящее время он трибун национализма, сионизма в Америке.

Библиография: I. Полное собрание драматических произведений в 5 тт., New York, 1918—1920; Избранные сочинения в изд. "Kulturliga", Киев, 1930. На русск. яз.: Семейство Цви, Одесса, 1912; Яшка-кузнец, Одесса, 1912. На англ. яз.: The Treasure; Three Plays; Ten Plays; King David and his Wives, New York, 1923. II. Rejzen Z., Lexikon fun der jidiser literatur, ч. 2, Вильна, 1927; Клитеник Ш., Pinski (Sulbibliotejt), Москва, 1933. Ш. Клитеник. {Лит. энц.}