Питирим архиепископ Нижегородский

(Петр) — архиепископ Нижегородский и Алатырский.

Родился в 1665 году в селе Горицах близ города Шуи в семье раскольников.

С 1704 года (по обращении в Православие) — строитель Николаевского монастыря в Переяславле-Залесском, а с 1713 года — игумен этого же монастыря.

С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской.

Около 1705 года основал Кержебелбашский мужской монастырь.

С 1709 года — строитель этого монастыря.

В 1717 году (или 1718-м) возведен в сан архимандрита. 23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 24 мая 1724 года возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.

С 21 июля 1730 года — член Святейшего Синода.

В 1734 году Святейший Синод назначил особую Комиссию по изучению недавно возникшей квакерской ереси, в которую наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем, † 1736) входил и архиепископ Питирим.

Скончался 8 мая 1738 года. Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий.

Такими путями вел его Промысл Божий. Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Священного Писания со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых отцов Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других.

И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия.

Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви.

Так Промысл Божий из среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них. С необыкновенным умом и глубоким знанием Священного Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения.

Желая подражать в действиях великому ревнителю Православия святителю Димитрию Ростовскому († 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем, а затем и игуменом и обратил на себя внимание молодого царя Петра I строгостью жизни, опытностью в делах веры. Вскоре для борьбы с расколом архимандрит Питирим был назначен царем Петром I на Нижегородскую епархию и приказал ему обращать староверов этой области в Православие.

И в этом деле никакие препятствия не могли остановить его святой ревности, он имел в виду только Православие и спасение раскольников.

И Бог, видя его истинное усердие ко благу Церкви, невидимо помогал ему и подкреплял во всех его трудах.

Встретясь со святителем Димитрием Ростовским за год до его кончины, он показал ему свои обличения против раскола, и святитель, видя пламенную ревность его, высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу. С глубоким самоотвержением Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники, и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности.

И наедине, и перед сонмом их, не страшась, проповедовал истину и обличал ложь. Слава о подвигах его разносилась повсюду.

К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом.

Кроме борьбы с расколом, он обращал к христианской вере и иноверцев.

При обращении в Православие он требовал, чтобы желающий обращения "был свидетельствован духовником, должен у него исповедоваться и приобщиться Святых Тайн". Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц, им основаны монастыри: мужской Кержебелбашский Успенский и два женских — Троицкий Белбашский и Рождественский на Санахте.

Все они находились под его наблюдением и покровительством.

Великие труды святителя сопровождались огромным успехом.

За 19 лет им обращено от раскола к Православию около восьмидесяти тысяч человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства.

Он много заботился о распространении духовного просвещения — домашнего и общественного.

Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии.

Произвел преобразование в двух нижегородских школах, присоединив к ним третью новую, высшую, под названием славяно-латинской.

Все три школы стали называться духовными семинариями.

Всего в своей епархии он учредил тринадцать приготовительных к семинарскому образованию школ. Архиепископ Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий, но великий.

Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение.

Но велик он был умом, силою воли, терпением и правдою, велик он был по трудам и заслугам для Православной Церкви.

Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.

Подвиги его, по словам Петра Великого, могут быть названы равноапостольскими.

Между устными сказаниями о подвигах Питирима замечателен один рассказ.

Питирим шел к дому одного раскольника, который намеревался его убить. В это время дочь человека, готовившегося к убийству, по внушению Божию, выбежала навстречу Питириму и сообщила ему о злом намерении своего отца. Таким образом Питирим спасся от явной смерти.

А спасшая его девица, удалившись от родителей, постриглась в монашество и заслужила любовь и уважение своими иноческими подвигами.

Ко времени кончины архиепископа Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников.

Труды: Пращица противо вопросов раскольнических. — СПб., 1721; М., 1752. Переписка с керженскими раскольниками в 1716 году // Макарий (Миролюбов), архимандрит.

История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 53—66. Письма к царю и доношения Синоду // Макарий (Миролюбов), архимандрит.

История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 47, 83, 93. Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. — СПб., 1720 и 1782. Доношение Питиримово (царю) // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М" 1860. Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах // Есипов Г. В. Раскольнические дела XVIII столетия. — СПб., 1861—1921, с. 644—650. Доклад архимандрита Питирима о раскольниках и другие бумаги // Есипов Г. В. Раскольнические дела XVIII столетия. — СПб., 1861—1921, с. 193, 194, 208, 210—220, 235—272. Литература: Макарий (Миролюбов), архимандрит.

История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 34—49,64—65,77—78, 87—88, 90—103. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713—1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913, прилож., с. 49. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 56, 77, 82, 83, 84. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 623—624, пр. 62. Субботин Н. И. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиепископа Нижегородского с приложением новооткрытого Питиримова сочинения. — М., 1889. Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721—1821): в 3 т. (5 кн.). — М., 1869—1870. — Т. 2, кн. 1, примеч., с. 6 и 8. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 336—337. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 18. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 134. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 606, 626, 686. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 18. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 300. Исторический вестник. — СПб., 1885, февраль, с. 466. — 1892, февраль, с. 492—493. — 1906, август, с. 531. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1881, май, с. 173. — 1882, январь, с. 69. — 1886, февраль, с. 273. — 1887, июль, с. 1. Православное обозрение. — М., 1863, январь, с. 65—72. Православный собеседник. — Казань, 1897, июнь, с. 200. — 1907, апрель, с. 544; сентябрь, с. 430; ноябрь, с. 722. Русский архив. — М., 1870, № 11, с. 1957. — 1900. — Кн. 2, № 8, с. 415. — 1910. — Кн. 1, № 3, с. 423. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 58. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1633,1811. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а (кн. 47), с. 735—736. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 8, ч. 1, с. 180,394,507; ч. 2, с. 155—158,192,429.