Поляков Валерий (Валерьян) Леонидович

род. 24 окт. 1913 в Орле, ум. 17 янв. 1970 в Кишиневе.

Композитор.

Засл. деят. иск. МССР (1970). В 1928—1934 обучался в Харьковском муз. техникуме по кл. кларнета А. Рыкова и на теоретич. отд. Харьковского муз.-драм. ин-та. В 1935—1937 лит. сотрудник Киевского т-ра оперы и балета.

В 1937—1940 зав. муз. частью Молд. муз.-драм. т-ра в Тирасполе, преподаватель муз. школы. В 1940—1941 муз. редактор Молд. радио. Участник Великой Отечественной войны. В 1945—1951 жил в Риге. В 1951 дирижер орк. Молд. радио. В 1952—1957 муз. рук. и дирижер Ансамбля нар. танца МССР. С 1961 преподавал в Кишиневской конс. В 1952—1956 отв. секретарь правления Союза композиторов МССР. С 1962 зам. пред. Союза композиторов МССР. Автор муз.-критич. статей и рецензий.

Соч.: опера Куда? (1969); балеты — Старинная повесть (одноактный, 1936), Легенда о зодчем (совм. с В. Сливинским, 1959), Вечность (одноактный, 1961); муз. комедия У голубого Дуная (1948); для хора, солистов, балета и симф. орк. — театрализованная оратория Песня зари (сл. Е. Бауха, 1964); для хора, чтеца и симф. оpк. — кантата Ода партии (сл. К. Семеновского, 1962); для вок. дуэта и симф. орк. — пролог Октябрь (сл. Ф. Рокпелниса, 1947), Песнь о России (1964); для симф. орк. — поэмы: Молдавия (1938), Сквозь пламя (1952), сюиты: на молд. темы (1938), Балетные сцены (1962), из музыки к фильму "Армагедон" (1963), Октябрьская (1967), картина Застольная (1939), фантазия Каприччио на евр. темы (для малого орк., 1939), симфонии: I (1944), II (1946), III (1947), IV (Чкалов, 1950), V (1958), VI (Героико-фантастическая, 1961), VII (1966), увертюры: Торжественная (1947), Молодежная (1951), Молдавский марш (1955), Праздничная (1965), Поэма-рапсодия (1951), Увертюра-поэма (1954); для ф-п. и симф. орк. — концерты: I (1948), II (1955); для скр. и симф. орк. — Концерт (1954); для влч. и симф. орк. — Концерт (1960); для гобоя и симф. орк. — Концертино (1952); для тромбона и симф. орк. — Бурлеска (1960); для голоса и симф. орк. — Баллада о солдате (сл. С. Орлова, 1948); для малого симф. орк. — Два латышских танца (1947); для дух. орк. — Концертный марш (увертюра, 1943), Весенний марш (1947); Струн. квартет (1965); для скр. и ф-п. — Новеллетта (1962), Памяти С. Прокофьева (три пьесы, 1962); для влч. и ф-п. — Баллада (1963); для кларнета и ф-п. — Скерцино (1947), Концертный этюд (1966); для валторны и ф-п. — Концертный этюд (1966); для фагота и ф-п. — Концертный этюд (1966); для голоса и ф-п. — романсы, песни на сл. сов. поэтов; хоры, в т. ч. поэма Доброе утро (сл. Э. Лотяну, 1963); музыка к драм. спектаклям и фильмам; обр. нар. песен.